Введение
Страница 1

Феномен понимания многогранен. Каждая отрасль знания применяет свои критерии для его описания и оценки. Анализ феномена может проводиться с разных сторон философами, психологами, лингвистами, логиками, специалистами по искусственному интеллекту, рассматриваться с точки зрения генезиса, структуры и функции, интерпретироваться в различных интервалах абстракции – общефилософском, конкретно-научном и операционально-методическом.

Актуальность изучения гендерных различий в рамках межличностного понимания и взаимопонимания в юношеском возрасте обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, остро переживающим жизненные проблемы, связанные с налаживанием межличностного взаимопонимания с окружающими.

Термин «гендер», как известно, отражает социальные, культурные, психологические и иные особенности взаимоотношений между полами, их статусами, особыми интересами, запросами, потребностями, стратегиями. Гендер характеризуется как «сложный социокультруный конструкт», включающий в себя ролевые, поведенческие, ментальные и эмоциональные отличия между мужчинами и женщинами. Гендер, понимаемый как организованная модель социальных отношений между полами в рамках основных институтов общества, является одним из базовых измерителей социальных структур и одновременно - показателем их развитости или неразвитости.

В психологии гендер это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям мужчина и женщина.

Изучение психологии мужчины и женщины, их отличий друг от дру- га имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Необходимо также отметить, что в отечественной психологии и педагогике проблема межличностного взаимопонимания традиционно решается в рамках деятельностного подхода посредством социально-психологических методов. При всей состоятельности этих методов, они имеют ряд ограничений, связанных с использованием манипулятивных технологий, которые только усугубляют непонимание между людьми.

Гендерные исследователи, как правило, ставят в своих работах вполне конкретные вопросы, и пытаются добиться их адекватного изучения.

Так в данной работе целью становится исследование гендерных различий в качестве фактора межличностного понимания.

Объект исследования: межличностное взаимопонимание.

Предмет исследования: гендерные различия в общении юношей и девушек.

Гипотеза исследования:гендерные различия являются фактором различий в межличностном понимания юношей и девушек.

Задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты проблемы гендерных различий в межличностном понимания;

- охарактеризовать особенности юношеского возраста;

- провести эмпирическое исследование – анализ гендерных различий в межличностном понимании.

Методы исследования:

– методика полового дифференциала В.Е. Кагана

– опросник С.Бем – для диагностики маскулинности–фемининности

– методика определения индекса групповой сплоченности Сишора – для определения степени интеграции группы, ее сплочения в единое целое

Страницы: 1 2


Вступление
Осмотр места происшествия, как правило, относится к первоначальным следственным действиям, а по большинству дел об особо опасных преступлениях против личности расследование начинается именно с осмотра места происшествия. Успех или неуспех при этом в значительной степени предрешает выдвижение правильной версии, раскрытие преступления, из ...

Психология развития ребенка в дошкольном возрасте
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, ...

Возникновение и развитие сознания.
Глав­ным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудий­ная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требу­ет кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории чело­вечества возникло, вероятно (об этом сейчас ...