Диагностика стрессоустойчивости подростков по методикам Холмса-Раге и Кеттелла
Страница 1

Информация » Депрессивность и стрессоустойчивость подростков с двигательными тиками, способы их определения и коррекции » Диагностика стрессоустойчивости подростков по методикам Холмса-Раге и Кеттелла

Американские ученые Холмс и Раге длительное время посвятили изучению зависимости психических и физических заболеваний различного происхождения от стресогенных ситуаций. В ходе исследований они опросили и осмотрели более пяти тысяч человек. В результате Холмс и Раге пришли к выводу, что психические и физические заболевания (сюда же можно отнести и тикозные гиперкинезы) часто предваряются серьезными событиями и переменами в человеческой жизни. На основании своей работы они создали шкалу, где каждому событию в жизни человека отвечает свой балл стрессогоненности.

Когда баллы суммируются можно узнать, насколько высока вероятность заболевания и человека, и какова его степень сопротивляемости стрессу. Именно второе нас интересует больше всего. Подросткам раздается анкета с тестом Холмса-Раге, адаптированном для детей. Тест содержит 43 события (приложение 7). Напротив каждого из них исследуемый подросток ставит отметку, а затем баллы суммируются в ходе обработки анкет. Чем выше количество баллов, тем выше стрессоустойчивость. Однако слишком большое количество баллов также – свидетельство предрасположенности к нервному заболеванию:[31]

- 150-199 баллов – высокая стрессоустойчивость;

200-299 баллов – пороговая стрессоустойчивость;

300 и более баллов - низкая стрессоустойчивость (ранимость). Пример в анкете Авдеева (приложение 8).

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С, адаптированный Э. С. Чугуновой.[32]

Из 105 вопросов, мы выбираем лишь, мы будем описывать лишь 24 вопроса (приложение 9), характеризующие эмоциональные характеристики личности подростков с двигательными тиками, в том числе стрессоустойчивость. Так как вопросы в тесте Кеттела группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу (таблица 3), где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов, таким образом, мы получаем профиль личности по критерию стрессоустойчивости в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 4. Затем определяется какое развитие получил данный фактор: низкое, среднее или высокое. В результате этого можно судить о выраженности тех или иных личностных качеств.

Так у Авдеева (приложение 10) факторы С – низкие (1 балл по стандартному оцениванию), факторы О – высокие (8 баллов), факторы Q 3 – средние (5 баллов), а факторы Q 4 – высокие (7 баллов). В целом это подтверждает низкую стрессоустойчивость, выявленную в ходе диагностики по методике Холмса-Раге, однако имеет и другие более детальные показатели.

Таблица 3

Ключ к тесту Каттела по эмоциональным факторам

Факторы

Номера вопросов, типы ответов, баллы

С

4

b-1

21

b-1

38

b-1

55

b-1

72

b-1

89

b-1

а-2

а-2

с-2

а-2

с-2

с-2

О

13

b-1

30

b-1

47

b-1

64

b-1

81

b-1

98

b-1

с-2

а-2

с-2

а-2

с-2

а-2

Q 3

16

b-1

33

b-1

50

b-1

67

b-1

84

b-1

101

b-1

а-2

а-2

а-2

с-2

с-2

с-2

Q 4

17

b-1

34

b-1

51

b-1

68

b-1

85

b-1

102

b-1

а-2

с-2

с-2

а-2

с-2

а-2

Страницы: 1 2 3


Семья: воздействие семьи на подростков. Семья - как малая социальная группа
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственности, как социальную необходимость, которая о ...

Психология человека в образовательных системах экономике, управлении
Образовательными системами являются все те социальные институты, главной цепью которых является образование человека К образовательный системам относятся, таким образом, начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и др. Об ...

Обработка результатов
Полученные баллы по тесту Элерса обрабатывались в соответствии с ключом методики, подразумевающую оценку 32 из предложенных 41 высказываний. Ответы ключа разделены по принципу да\нет. При совпадении данного испытуемым ответа с ключом, начислялся один бал, что означает мотивацию достижения успеха. Затем, баллы совпадающих с ключом вопрос ...