Диагностика стрессоустойчивости подростков по
методикам Холмса-Раге и КеттеллаСтраница 1
Американские ученые Холмс и Раге длительное время посвятили изучению зависимости психических и физических заболеваний различного происхождения от стресогенных ситуаций. В ходе исследований они опросили и осмотрели более пяти тысяч человек. В результате Холмс и Раге пришли к выводу, что психические и физические заболевания (сюда же можно отнести и тикозные гиперкинезы) часто предваряются серьезными событиями и переменами в человеческой жизни. На основании своей работы они создали шкалу, где каждому событию в жизни человека отвечает свой балл стрессогоненности.
Когда баллы суммируются можно узнать, насколько высока вероятность заболевания и человека, и какова его степень сопротивляемости стрессу. Именно второе нас интересует больше всего. Подросткам раздается анкета с тестом Холмса-Раге, адаптированном для детей. Тест содержит 43 события (приложение 7). Напротив каждого из них исследуемый подросток ставит отметку, а затем баллы суммируются в ходе обработки анкет. Чем выше количество баллов, тем выше стрессоустойчивость. Однако слишком большое количество баллов также – свидетельство предрасположенности к нервному заболеванию:[31]
- 150-199 баллов – высокая стрессоустойчивость;
200-299 баллов – пороговая стрессоустойчивость;
300 и более баллов - низкая стрессоустойчивость (ранимость). Пример в анкете Авдеева (приложение 8).
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С, адаптированный Э. С. Чугуновой.[32]
Из 105 вопросов, мы выбираем лишь, мы будем описывать лишь 24 вопроса (приложение 9), характеризующие эмоциональные характеристики личности подростков с двигательными тиками, в том числе стрессоустойчивость. Так как вопросы в тесте Кеттела группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.
Обработка результатов ведется по специальному ключу (таблица 3), где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов, таким образом, мы получаем профиль личности по критерию стрессоустойчивости в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 4. Затем определяется какое развитие получил данный фактор: низкое, среднее или высокое. В результате этого можно судить о выраженности тех или иных личностных качеств.
Так у Авдеева (приложение 10) факторы С – низкие (1 балл по стандартному оцениванию), факторы О – высокие (8 баллов), факторы Q 3 – средние (5 баллов), а факторы Q 4 – высокие (7 баллов). В целом это подтверждает низкую стрессоустойчивость, выявленную в ходе диагностики по методике Холмса-Раге, однако имеет и другие более детальные показатели.
Таблица 3
Ключ к тесту Каттела по эмоциональным факторам
|
Факторы |
Номера вопросов, типы ответов, баллы | |||||||||||
|
С |
4 |
b-1 |
21 |
b-1 |
38 |
b-1 |
55 |
b-1 |
72 |
b-1 |
89 |
b-1 |
|
а-2 |
а-2 |
с-2 |
а-2 |
с-2 |
с-2 | |||||||
|
О |
13 |
b-1 |
30 |
b-1 |
47 |
b-1 |
64 |
b-1 |
81 |
b-1 |
98 |
b-1 |
|
с-2 |
а-2 |
с-2 |
а-2 |
с-2 |
а-2 | |||||||
|
Q 3 |
16 |
b-1 |
33 |
b-1 |
50 |
b-1 |
67 |
b-1 |
84 |
b-1 |
101 |
b-1 |
|
а-2 |
а-2 |
а-2 |
с-2 |
с-2 |
с-2 | |||||||
|
Q 4 |
17 |
b-1 |
34 |
b-1 |
51 |
b-1 |
68 |
b-1 |
85 |
b-1 |
102 |
b-1 |
|
а-2 |
с-2 |
с-2 |
а-2 |
с-2 |
а-2 | |||||||
В группе детского сада № 2 «Светлячок» города Вятские
Поляны
Бабушкина Никиты
Бабушкин Никита посещает детский сад с ясельной группы. Адаптационный период пережил спокойно, без трудностей. В ясельках зарекомендовал себя, как старательный, целеустремленный и дисциплинированный ребенок
Перейдя в среднюю группу, произошли резкие изменения в личном отношении дошкольника. Никита стал раздражительным ...
Комплекс занятий в бассейне на снижение тревожности
В течение 20 недель 15 человек, которые были отобраны в экспериментальную группу (согласились заниматься акватренингом), посещали занятия в бассейне.
Цель акватренинга: Снизить ощущение тревожности у беременных женщин через придание будущим мамам уверенности в том, что они физически и психологически подготовлены к родам.
Комплекс заня ...
Оптимальное рабочее состояние
После периода врабатывания работа функциональных систем, необходимым для данной деятельности человека, достигает некоторого уровня, обеспечивающего более или менее успешное выполнение деятельности. Со времен исследований Введенского Н.Е. и Павлова И.П. известно, что уровень функционирования систем человека зависит от внешних и внутренни ...

