Заключение
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Результирующей составляющей общения младшего школьника с социальным миром являются его адаптация, индивидуализация и интеграция во все новые и новые общности (А.В. Петровский). Социальная адаптация не является только приспособлением человека к социальной среде. Такое понимание адаптации педагогами и родителями часто приводит к нарушению личностной идентичности и ее кризису. Скорее речь идет об активном взаимодействии с окружающими и проявлении субъектных свойств личности, творческом освоении социокультурных норм и образцов.
Адаптация — это состояние, противоположное дезадаптации. На основе рассмотрения потребностей человека как источника активности исследователи обосновывают проявления дезадаптации и дезадаптированности личности при условии, если устойчиво и постоянно не выполняется комплекс потребностей человека от физиологических потребностей в безопасности, принадлежности к желаемой группе, в компетентности в деятельности и в отношениях с другими людьми до потребности в самоактуализации (А. Маслоу).
Дезадаптация личности рассматривается как система, охватывающая ее биологическую, психологическую и социальную стороны. На уровне субъекта проявляется психологическая дезадаптация, предопределяемая деформациями в психическом развитии человека. На уровне личности социальная дезадаптация выражается в несоответствии поведения личности требованиям норм, правилам поведения в обществе при взаимодействии с другими людьми в процессах деятельности, общения и познания.
С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил А.Адлер, «центрация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.
В связи с этим необходима специальная работа по переориентации отношения человека к своей судьбе. Это становится реальным, если у него формируются определенные социальные установки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями или, наоборот, они будут блокироваться.
Несколько рекомендаций родителям
Что можно пожелать родителям, чтобы избежать усиления агрессивности ребенка?
В первую очередь, следует установить вместе с детьми новый режим, желательно вводить его заранее, за некоторое время до начала посещения ясельной группы. Режим должен учитывать индивидуальные особенности ребенка: если дошкольник нетерпеливый, то время на сборы ...
Теоретические основы изучения внимания. Определение
внимания
Внимание –
важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Внимательность необходима человеку и в его повседневной жизни – в быту, общении, спорте.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрении которых ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА
Поставьте любой знак в графе «ЧАСТО» или «РЕДКО» напротив каждого высказывания.
РЕБЕНОК
ЧАСТО
РЕДКО
1. Спорит, ругается со взрослыми
2. Теряет контроль над собой
3. Винит других в своих ошибках
4. Завистлив, мстителен
5. Сердится и ...

