Психолого-педагогические особенности школьной адаптации
Страница 3

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Психолого-педагогические особенности школьной адаптации

Степень и длительность неблагоприятных внешних воздействий создают различные формы трудности, трудности, которые кроются только в данной актуальной ситуации, создают лёгкую форму трудности, лёгкий налёт дезорганизующих влияний, причиной которых может быть неорганизованность педагогического процесса, дурной пример товарища, конфликт с педагогом: длительно же действующие неблагоприятные внешние условия создают более глубокие трудности, которые организуют мировоззрение, формируют привычки, создают установки (дети социально-запущенные, активные дезорганизаторы школьной жизни, нарушители быта и т.д.). Говоря о роли неблагоприятных внешних условий в нарушении процесса школьной адаптации, большинство авторов [6; 9; 15] обращают внимание и на личностные особенности ребёнка, являющиеся источником затруднений в педагогической работе. Эти характерологические особенности авторы освещают в генетическом разрезе, связывая их возникновение и развитие с условиями прошлой жизни ребёнка [13, с. 24]. Помимо трудновоспитуемых детей с такими особенностями выделяются дети, характер которых осложняется болезненными процессами или их последствиями.

Некоторые авторы сводят всё многообразие проявлений нарушения школьной адаптации только к формам, при которых трудности в учебной деятельности сочетаются с пограничными расстройствами. В.Г.Петрунек и Л.Н.Таран говорят о школьном неврозе, как о «своеобразном нервном расстройстве, возникающем вскоре после прихода ребёнка в школу» [5, с. 48]. Признаки школьных неврозов - «онемение рук», неукротимая рвота, ипохондрические жалобы и др., в основном истерического круга. Авторы подчёркивают, что школьные неврозы специфичны для младшего школьного возраста. В.В.Ковалёв отмечает, что термин «школьный невроз», популярный в западной литературе, используется для обозначения особой формы невротического страха у младших школьников, проявляющегося в фобии школы и сопровождающегося реакциями пассивного протеста.

Болезненные состояния с признаками повышенной раздражительности, неуравновешенности, являясь, сами по себе причиной многих трудностей для ребёнка и педагога, облегчают доступ отрицательным влияниям, становятся существенным источником для конфликта ребёнка с окружающими, нарушая процесс школьной адаптации.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме школьной адаптации-дезадаптации показывает, что каждый из авторов пытается внести свой вклад в её решение. Однако и до сих пор данная проблема является малоизученной. Поэтому ниже мы попытаемся определить причины и проявления дезадаптации у школьников, стоящих на пороге перехода из начальной школы в среднюю.

Страницы: 1 2 3 


Занятие 5
Цель: Научиться определять эмоции другого человека и контролировать свои. Ход занятия: Приветствие участниками друг друга, включение в работу. Основная часть занятия, направленная на познание эмоций Подведение итогов, обсуждение занятия. 1 упражнение. Ритуал приветствия. 2 упражнение. Упражнение "Мое настроение сегодня" ...

Условия снятия агрессии. Как распознать агрессию
Теперь, когда мы знаем, что может послужить причиной гнева и агрессии, хотелось бы подробнее остановиться на их проявлении. Уже упоминалось о мимическом (выражении лица), поведенческом (действия, поступки), вербальном (слова) выражении гнева и агрессии. Рассмотрим их подробнее. Мимическое выражение гнева включает в себя характерные сок ...

Помощь взрослых подростку в преодолении трудностей взросления
Психологическая помощь сродни таким понятиям, как поддержка, любовь к ближнему, благотворительность, попечительство. Психологическая помощь - это особая деятельность специалиста, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у другого лица при непосредственном взаимодействии. Жизненно важные проблемы у личности в ...