Психолого-педагогические особенности школьной адаптации
Страница 1

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Психолого-педагогические особенности школьной адаптации

При всей значимости в сфере медицинской, психологической и педагогической практики проблема школьной адаптации до сих пор относится к числу серьёзно заявленных, но не решённых проблем. В основном проблема адаптации трактуется с точки зрения приспособления ребёнка к школьным условиям: медиками - на функциональном уровне, психологами - на социально-коммуникативном уровне, педагогами - на уровне успеваемости и дисциплины. Контекст социальной ситуации развития ребёнка (семейная ситуация, сфера общения и т.д.) остаётся недостаточно раскрытым, а без его представления источники и условия проявления адаптации-дезадаптации могут быть установлены лишь приблизительно.

В настоящее время в психолого-педагогической науке принято считать, что школьная адаптация определяется готовностью ребёнка к изменению своего социального положения и что процесс адаптации подчиняется особым психическим закономерностям. Каждый ребёнок сам меняет социально-психологическую ситуацию, создаёт свою личностную микросреду, т.е. адаптация представляет собой процесс активного приспособления, результатом которого является адаптированность. Под адаптированностью понимается система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности [35, с. 312].

В психолого-педагогической литературе отмечается, что главным содержанием психического развития ребенка является изменение функционального строения сознания, в основе которого лежит перестройка в иерархии высших психических функций и создание новых межцентральных связей на каждой стадии онтогенеза. «Ведущее положение всякий раз занимают те психические функции, которые наилучшим образом удовлетворяют изменившимся требованиям среды» [15, с. 302]. Являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, адаптация к новым условиям жизни обеспечивает возрастное развитие.

Исследователи, изучающие феномен школьной адаптации, большое внимание уделяют динамике этого процесса [17, с. 23]. Отмечается, что длительность процесса адаптации для каждого ребенка при реальных условиях неодинакова. Сроки адаптации, предлагаемые разными авторами, варьируются от 5-6 недель до 2-4 и более месяцев. Так по данным Э.М.Александровской, большинство детей адаптируются в школе в течение первых 2-х месяцев обучения (56%). Меньшая группа детей (30%) отвечает школьным требованиям лишь к концу первого полугодия. Третья группа детей (14%) испытывает сложности адаптации в течение всего года.

Большинство медицинских исследований показывают, что процесс адаптации к школе заканчивается на 5-6 неделе обучения и имеет несколько фаз:

1) генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие вовлекаются многие системы организма;

2) сужение, экономизация реакций;

3) переход на новый адаптивный способ функционирования, т.е. собственно адаптация [17, с. 37].

Многие исследователи при изучении школьной адаптации выделяют уровни приспособления ребёнка к школе. Так А.Л.Венгер выделяет высокий, средний и низкий уровни адаптации в зависимости от отношения ребёнка к школе, динамики и результата усвоения учебного материала, участия в общественной жизни и социального статуса в коллективе. Высокий уровень адаптации предполагает положительное отношение ребёнка к школе, адекватную реакцию на предъявляемые требования, глубокое и полное усвоение учебного материала, прилежность, внимательность, выполнение поручений без внешнего контроля, самостоятельное выполнение учебной работы, благоприятный социальный статус в коллективе.

При среднем уровне адаптации ребёнок положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, учебный материал понимается и усваивается при подробном наглядном изложении, сосредоточенность и внимательность проявляются при внешнем контроле взрослого, общественные поручения выполняются добросовестно, социальный статус в коллективе вполне благоприятный. При низком уровне адаптации у ребёнка наблюдаются: отрицательное или индифферентное отношение к школе, доминирующее подавленное настроение, жалобы на нездоровье, ребёнок усваивает учебный материал фрагментарно, не может самостоятельно работать с учебником, нарушает дисциплину, к урокам готовится не регулярно, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, общественные поручения выполняет без особого желания, близких друзей не имеет. Данные трудности, безусловно, являются признаками школьной дезадаптации [13, с. 17].

Страницы: 1 2 3


Особенности аутогенной тренировки
Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Основные проявления, которые могут поддаваться коррекции с помощью АТ: • Расстройства сна. • Эмоциональное оскудение, повышенная возбудимость (взрывча­тость, раздражительность, ярость, гнев, тяг ...

Понятие восприятия.
Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокуп­ности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими проце ...

Занятие 11
Тема. Учимся играя Цель занятия: тренировка произвольного внимания и памяти; развитие произвольности и самоконтроля, развитие навыков позитивного социального поведения. 1. Введение. Приветствие "Комплименты". Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить. Реб ...