Психолого-педагогические особенности школьной адаптации
Страница 1

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Психолого-педагогические особенности школьной адаптации

При всей значимости в сфере медицинской, психологической и педагогической практики проблема школьной адаптации до сих пор относится к числу серьёзно заявленных, но не решённых проблем. В основном проблема адаптации трактуется с точки зрения приспособления ребёнка к школьным условиям: медиками - на функциональном уровне, психологами - на социально-коммуникативном уровне, педагогами - на уровне успеваемости и дисциплины. Контекст социальной ситуации развития ребёнка (семейная ситуация, сфера общения и т.д.) остаётся недостаточно раскрытым, а без его представления источники и условия проявления адаптации-дезадаптации могут быть установлены лишь приблизительно.

В настоящее время в психолого-педагогической науке принято считать, что школьная адаптация определяется готовностью ребёнка к изменению своего социального положения и что процесс адаптации подчиняется особым психическим закономерностям. Каждый ребёнок сам меняет социально-психологическую ситуацию, создаёт свою личностную микросреду, т.е. адаптация представляет собой процесс активного приспособления, результатом которого является адаптированность. Под адаптированностью понимается система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности [35, с. 312].

В психолого-педагогической литературе отмечается, что главным содержанием психического развития ребенка является изменение функционального строения сознания, в основе которого лежит перестройка в иерархии высших психических функций и создание новых межцентральных связей на каждой стадии онтогенеза. «Ведущее положение всякий раз занимают те психические функции, которые наилучшим образом удовлетворяют изменившимся требованиям среды» [15, с. 302]. Являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, адаптация к новым условиям жизни обеспечивает возрастное развитие.

Исследователи, изучающие феномен школьной адаптации, большое внимание уделяют динамике этого процесса [17, с. 23]. Отмечается, что длительность процесса адаптации для каждого ребенка при реальных условиях неодинакова. Сроки адаптации, предлагаемые разными авторами, варьируются от 5-6 недель до 2-4 и более месяцев. Так по данным Э.М.Александровской, большинство детей адаптируются в школе в течение первых 2-х месяцев обучения (56%). Меньшая группа детей (30%) отвечает школьным требованиям лишь к концу первого полугодия. Третья группа детей (14%) испытывает сложности адаптации в течение всего года.

Большинство медицинских исследований показывают, что процесс адаптации к школе заканчивается на 5-6 неделе обучения и имеет несколько фаз:

1) генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие вовлекаются многие системы организма;

2) сужение, экономизация реакций;

3) переход на новый адаптивный способ функционирования, т.е. собственно адаптация [17, с. 37].

Многие исследователи при изучении школьной адаптации выделяют уровни приспособления ребёнка к школе. Так А.Л.Венгер выделяет высокий, средний и низкий уровни адаптации в зависимости от отношения ребёнка к школе, динамики и результата усвоения учебного материала, участия в общественной жизни и социального статуса в коллективе. Высокий уровень адаптации предполагает положительное отношение ребёнка к школе, адекватную реакцию на предъявляемые требования, глубокое и полное усвоение учебного материала, прилежность, внимательность, выполнение поручений без внешнего контроля, самостоятельное выполнение учебной работы, благоприятный социальный статус в коллективе.

При среднем уровне адаптации ребёнок положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, учебный материал понимается и усваивается при подробном наглядном изложении, сосредоточенность и внимательность проявляются при внешнем контроле взрослого, общественные поручения выполняются добросовестно, социальный статус в коллективе вполне благоприятный. При низком уровне адаптации у ребёнка наблюдаются: отрицательное или индифферентное отношение к школе, доминирующее подавленное настроение, жалобы на нездоровье, ребёнок усваивает учебный материал фрагментарно, не может самостоятельно работать с учебником, нарушает дисциплину, к урокам готовится не регулярно, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, общественные поручения выполняет без особого желания, близких друзей не имеет. Данные трудности, безусловно, являются признаками школьной дезадаптации [13, с. 17].

Страницы: 1 2 3


Основные этапы развития психики человека
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития который состоит из ряда этапов. Все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам. Следует сразу отметить, что существует весьма большое кол-во подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разн ...

Факторы, от которых зависит уровень репродуктивного здоровья индивида
Уровень репродуктивного здоровья зависит от: - репродуктивного потенциала человека; - совместимости партнеров; - половой культуры, понимания феномена мужчины и женщины; - грамотного регулирования деторождения Разные индивиды имеют разный исходный, определенный природой репродуктивный потенциал. Он связан прежде всего с наследственн ...

Блок модуляции, активации нервной системы
Блок модулирующих систем мозга регулирует тонус коры и подкорковых образований, оптимизирует уровень бодрствования в отношении выполняемой деятельности и обусловливает адекватный выбор поведения в соответствии с актуализированной потребностью. Только в условиях оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перер ...