Практическая часть. Разработка тематического планирования элективного курса
«Культура делового общения» для учащихся старших классов общеобразовательной
школыСтраница 2
Основные принципы отбора и структурирования материала
. Обучение по данному курсу основывается на принципах сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности и связи теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки школьников по вопросам, включенным в программу, с целью познания и изучения, соответственно и строится процесс обучения.
Методы обучения
. Касаясь технологии обучения культуре делового общения, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции, как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной деятельности учащихся (итог занятия практические работы учащихся), о расширении и разнообразии заданий творческого характера, связанных с профессиями. Приоритетными методами являются работа с книгой, образцами деловых бумаг, тестами, анкетами, толковыми словарями.
Форма обучения.
Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, познавательные игры, решение практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование и тестирование; изучение не только трудов отечественных лингвистов, но и зарубежных специалистов, использование сравнительного анализа. Планируются уроки следующих типов: уроки-консультации, деловые игры, уроки-семинары, уроки-конференции, игры и тесты: “Познай себя”, “Какой вы слушатель?”, “Качества, важные для общения”.
Предполагаемые результаты
в результате изучения курса “Культура делового общения” учащиеся должны:
· понимать назначение официально-делового стиля речи; уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
· знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
· уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебную переписку, заявления, резюме, расписки, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.;
· ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием “культура делового общения”;
· познакомиться с основными формами делового общения, овладеть нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.
Инструментарий для оценивания результатов
. Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных юридических навыков путем реферирования с последующим тестированием, контрольным составлением и заполнением некоторых деловых бумаг, проведением зачетных работ, составлением отчетов в рабочих группах.
Примерное тематическое планирование по курсу
“КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ”.
№ п/п |
Прохождение программного материала |
Количество часов |
I . Культура делового общения, 3 ч | ||
1 |
Этика и этикет. Искусство вежливости. Культура и бескультурье. Служебная этика и служебный этикет. К истории делового этикета. Тест «Умеете ли вы общаться?». |
1 ч |
2 |
Если на работе возникает конфликт. Этика деловой речи. Традиции в составлении официальных писем. Деловые качества. Выбор профессии. Тест «Ваш стиль общения». Проверь себя. Типы темпераментов. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Ключи к успеху в жизни и на работе. |
1 ч |
3 |
Человек – хозяин своей судьбы. О счастье и несчастьях. Заповеди делового человека. Ваша информационная культура. Тест «Моя информационная культура». Человек и дело. Возраст успеха, немного о рекламе. |
1 ч |
II . Деловой стиль речи, 2 ч | ||
4 |
Языковые средства официально – делового стиля речи. Лексические средства делового стиля. Фразеология деловой речи. Тест «Рационально ли вы используете свое свободное время?» |
1 ч |
5 |
Морфологические средства языка. Синтаксические ошибки делового стиля. |
1 ч |
III. Деловые бумаги , 5 ч | ||
6 |
Автобиография. |
1 ч |
7 |
Заявление. Личный листок по учету кадров. |
1 ч |
8 |
Доверенность. Резюме. |
1 ч |
9 |
Апелляция. Объявление. Адрес на конверте. |
1 ч |
10 |
Итоговая письменная работа (или тест). |
1 ч |
Всего |
10 ч |
Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях
Общее понятие о стрессе
Существует множество теоретических подходов к пониманию психофизиологического механизма возникновения и протекания стрессовых реакций. Наиболее объективной представляется точка зрения канадского биолога и физиолога Г. Селье, в соответствии с которой любое требование, предъявленное к человеческому организму, вызы ...
Приложения
Приложение 1
Диагностика Интервью: Твои проблемы. (Беседа)
Диагностика “Эмоционально-волевой сферы у подростков” Люшер
Диагностика состояния агрессии у подростков
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, дес ...
Психологические основы обыска
Эффективность таких важных следственных действий как обыск, опознания и следственный эксперимент в немалой степени зависит от правильного и умелого использования следователями психологических знаний, научной разработки их психологии. Поэтому в русле данной темы мы рассмотрим общую психологическую характеристику каждого из этих следствен ...