Технология развития культуры делового общения
Страница 2

Информация » Культура и искусство речи » Технология развития культуры делового общения

- слова, в которых часто допускаются ошибки в ударении под влиянием однокоренного слова или другой формы того же слова, например: валовой, газопровод, положить, полчаса и др.;

- слова, в которых ударение падает на тот же слог, что в родственных словах, от которых они образованы: августовский, гербовый, памятуя .

- слова, в которых часто ошибочно делают подвижные ударения: выборы- выборам, инструктаж- инструктажа, подпись- подписям, звонить- звонишь, звонит- позвонит;

- ударения в словах женского рода: взяла, добыла, ждала, поняла, прибыла .

- слова, в которых от изменения ударения меняется смысл: пережи -пережил, коротко- коротко, броня- броня;

- ударения в иностранных словах: агент, арест, бомбардировать, дефис, диспансер, феномен, индустрия, диалог, каталог;

- общие слова, ударения в которых надо запомнить: изрешетить, кирзовый, кладовая, кожух, , танковый;

- слова, в которых допустимы колебания в ударении: баржа — баржа, заводской — заводский.

3. Изучите соответствующие правила русского языка.

4. Повторите правильно (около 30 раз) выписанные слова и словосочетания.

5. Составьте несколько тренировочных предложений с этими словами (словосочетаниями) и многократно произнесите их.

6. В последующем как можно чаще включайте отрабатываемые речевые элементы в публичные выступления.

Не забывайте, что запоминание, выработка навыка правильного произношения тех или иных лексических единиц осуществляется путем постоянного обращения к своим записям, многократного проговаринания конкретных слов и словосочетаний (как отдельно, так и в составных тренировочных предложениях систематического использования их в устной речи, а также путем постоянного контроля как в публичных выступлениях, так и бытовой речи за теми словами, в которых допускались или могут допускаться нормативно-языковые ошибки).

Обогащение словарного запаса.

Практика показала, что обогащение словарного запаса осуществляется но следующим этапам:

1.Выберите нужные слова и фразеологизмы, ознакомьтесь с их значениями, определите верное ударение и произношение, выявите все синонимы и возможные сочетания с другими словами и занесите все это в «личный словарь».

2.Многократно (примерно 30 раз) повторите каждый выписанный элемент.

3.Составьте словосочетания и предложения с этими словами, с фразеологизмами. Повторите их несколько раз.

4.В дальнейшем систематически включайте эти слова (их синонимы), словосочетания и фразеологизмы в свои публичные выступления, в повседневную речь.

Рекомендуется выбранные для введения в активный словарь речевые элементы подразделять на лексические группы, включающие в себя 10-15 слов, 2-3 идиомы, 3-5 пословиц, поговорок, 1-2 крылатых слова из расчета, чтобы в каждую группу входило 16-25 речевых элементов. Освоив слова и фразеологизмы одной группы, можно переходить к следующей и т.д.

Поскольку человеку свойственна забывчивость, то следует для прочного овладения новыми словами и фразеологизмами постоянно обращаться к своим записям в «личный словарь», включать их в свою речь.

Совершенствование голоса и дикции.

Особенностью публичной речи является то, что такие ее свойства, как хороший, гибкий и звучный голос, ясная дикция, органически вливаются в процесс передачи аудитории содержания выступления и являются непосредственным материалом для его создания. Это обстоятельство обязывает оратора бережно относиться к своему речевому аппарату и систематическими тренировками укреплять его и развивать.

Звучный, гибкий, красивый голос — это, прежде всего, правильно поставленное фонационное (речевое) дыхание.

Речевое дыхание — это дыхание произвольное, управляемое оратором. Суть его состоит в том, что на короткий вдох приходится длинный выдох, на котором включаются в работу голосовые связки (соотношение вдоха и выдоха составляет примерно 1:15).

Страницы: 1 2 3 4 5


Характеристика пубертатного периода
В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксиров ...

Классификация основных методов психологического исследования
В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы: 1. Всеобщий метод научного исследования – диалектический. В этом пункте система методов психологии тождественна методологии и методам любого научного познания. Диа ...

Определение понятия ожидания в межличностных отношениях
Прежде чем начать изучение феномена ожидания, определим его значение в психологии. В наиболее широком смысле социальные ожидания понимаются как "элемент социальной психики, который является следствием социального взаимодействия" [19]. В данном определении дается лишь родовое отнесение этого феномена к системе психологических ...