Технология развития культуры делового общения
Страница 1

Информация » Культура и искусство речи » Технология развития культуры делового общения

Предлагаемая технология направлена на углубление и расширение знаний по вопросам культуры речи, устранение в ней нормативно-языковых ошибок, обогащение словарного запаса языка, совершенствование голоса и дикции, развитие языковых качеств в ходе подготовки к выступлению и общению.

Обязательным условием ее успешного применения являются систематичность, целенаправленность. Опыт показывает, что заниматься по этой технологии лучше всего ежедневно по 30 минут [6, с.180].

Определение как положительных, так и отрицательных сторон вашей публичной речи и в целом уровней развития речевой культуры осуществляется с помощью специального оценочного листа. Оценки в этом листе выставляются на основе 4-балльной шкалы, в которой все показатели и критерии культуры речи соотнесены с соответствующими уровнями тех или иных речевых качеств.

Совершенствование знаний по вопросам культуры делового общения (ДО).

Совершенствование знаний по вопросам культуры ДО является одним из важных путей формирования прочных навыков и умений в языковом оформлении публичных выступлений. Знания — это фундамент, на котором строятся элементы высокой речевой культуры. Так, знание сущности культуры ДО, диалектической и формальной логики, правил русского языка, образцов ораторского искусства, значений терминов и понятий и т.п. способствует свободной ориентации в лексическом богатстве языка и его литературных нормах.

Расширение и углубление знаний по вопросам культуры делового общения обеспечивается:

1. Изучением соответствующих литературных источников. При этом очень важно заносить в ваши записи новые или малознакомые мысли, положения, правила, требования.

2. Постоянным обращением к различным справочникам, словарям, энциклопедиям. Если встречаются малоизвестные или заинтересовавшие вас слова и фразеологизмы, их следует записать в личный словарь.

3. Систематическим анализом, с точки зрения языковой формы, публичных выступлений выдающихся ораторов прошлого и современности.

4. Целеустремленным чтением художественной литературы. Читая литературные произведения, надо обращать внимание на то, какими словами, какой синтаксической конструкцией поэты и писатели выражают свои мысли, выписывать интересные мысли, образные выражения, слова и словосочетания, которые могут быть использованы в дальнейшем в публичных выступлениях.

5. Внимательным восприятием речи дикторов радио и телевидения, опытных мастеров сцены. Это учит говорить правильно, точно и выразительно.

Необходимо регулярно возвращаться к сделанным в процессе этой работы конспектам, записям, выпискам. Только в этом случае могут сформироваться необходимые знания о сущности культуры речи, правилах и нормах русского языка, возможных вариантах языкового оформления публичных выступлений.

Технология устранения в речи нормативно-языковых ошибок показана на следующей схеме:

Работу по устранению нормативно-языковых ошибок, указанных в схеме, рекомендуется осуществлять по следующим этапам:

1. Определите слона и словосочетания, в которых вы делаете ошибки:

а) путем сопоставления речей дикторов радио и телевидения, различных ораторов, окружающих людей со своими языковыми качествами;

б) с помощью оценочного листа и магнитофонных записей, а также орфографических и других словарей и справочников.

2. Занесите эти слова и словосочетания в «личный словарь», лучше всего по разделам, соответствующим предложенной ранее классификации нормативно-языковых ошибок, то есть «ошибки в точности», «ошибки в словоупотреблении» и т.д. При этом в разделе «ошибки в ударении» для облегчения выработки прочного навыка правильного произношения того или иного слова следует выделять восемь подразделов:

Страницы: 1 2 3 4 5


Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби
Под маскировкой понимаются действия преступника или правонарушителя, имеющие свой целью сокрытие подлинных намерений, дезинформацию и введение в заблуждение работников органов правопорядка. Преступник, желая уклониться от ответственности, стремится тем или иным способом воспрепятствовать установлению подлинных обстоятельств совершенного ...

Выводы
На данном этапе нашего исследования мы проводили констатирующий эксперимент. Эксперимент проводился в средней школе №19 Железнодорожного района г. Красноярска в 2009 году. В исследовании принимали участие учащиеся 5 класса "А". Общее количествоучащихся, принявших участие в исследовании, составило 25 человек. В ходе проведени ...

Внимание и самоконтроль
Важнейшим отличием внимания является его избирательный, направленный характер. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Вним ...