Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация: сущность и виды
Страница 2

Информация » Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза » Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация: сущность и виды

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности студентов на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у студента так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении студента к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей студентов в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.

К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Одной из разновидностей таких мотивов В.И.Ковалев считает так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родных и товарищей по учебе (о таких студентах говорят, что они работают только на «положительном подкреплении») (15, 45).

Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении студента занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации».

Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других студентов, доминировать в группе или коллективе и т. д.;

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что студент не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с товарищами, администрацией постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Так, познавательный мотив обеспечивает коллективистическую направленность студента в том случае, если он стремится к достижению положительных результатов всем коллективом, «болеет душой» за успеваемость группы, а не только за свои успехи. И напротив. Представим себе крайний случай, что у студента хорошо развиты познавательные мотивы, даже зрелые его формы (мотивы самообразования), и он постоянно работает над собой. Но эти мотивы могут иметь, в конечном счете, индивидуалистическую направленность, если они замкнуты на решение узких задач личного благополучия и преуспевания, достижения индивидуального успеха в будущей профессиональной деятельности без должной отдачи обществу (5; 114). Социальные мотивы, особенно широкие социальные мотивы долга, обеспечивают прочную основу коллективизма, ответственности за общее дело.

Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых им не достает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека неудовлетворенности, связана с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму или личности (15; 28).

Страницы: 1 2 


Зоны. Зоны дистанций
Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Америке, России, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие зоны дистанций (пространственные зоны) . 1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта самая главная, посколь ...

Пьянство и алкоголизм
Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм - патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию.1 Выборочные обследования показали, что на крупных промышле ...

Психофизиологические факторы долголетия
По данным ВОЗ, не менее 50% здоровья человека зависит от его образа жизни, 20% приходится на наследственность, 20% - на экологию, 10% - на медицинскую помощь. Под образом жизни понимаются устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потре ...