Личность и ее развитие
Страница 1

Сущность природы человеческой личности и особенностей своей личности каждый человек постигает в течение всей своей жизни, расширяя представления об окружающем мире и о себе самом. В социологии и психологии личность определяется как совокупность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, представлена на схеме. Запчасти MST

Основу биологической подструктуры личности составляет темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Свойства темперамента – это индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевых усилий и другое являются наиболее устойчивыми индивидуальными особенностями, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь. Поэтому можно сказать, что темперамент представляет собой прирожденное свойство человека, генетически предопределенный феномен. Тип темперамента, как и врожденный тип нервной системы, может немного меняться, в зависимости от условий жизни. Сам по себе темперамент жестко не определяет социальное поведение человека, ни одна сторона личности не предопределена темпераментом, но динамические особенности проявления свойств личности в определенной степени зависят от него. В определенных ситуациях человек может нейтрализовать отрицательные проявления темперамента, благодаря ряду черт характера. В психологии принято пользоваться типологией темперамента древнегреческого врача Гиппократа. 1 группа – сангвиник: живой, подвижный, быстро отзывающийся на события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. 2 группа – холерик: быстрый, страстный, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения; 3 группа – флегматик: медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроениями, характерны внешне слабовыраженные душевные состояния; 4 группа – меланхолик: легко ранимый, глубоко переживающий даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Основу психологической подструктуры личности составляет характер. Это индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих для него типичный способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер формируется как на основе генетических факторов, так и под влиянием социальной среды. Решающее влияние на него оказывает система воспитания. Формирование черт характера – тех или иных особенностей личности, которые систематически проявляются в различных видах деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях, можно представить следующим образом:

Характер человек, как социального существа зависит от его общественного бытия и представляет собой единство индивидуального и типического. Индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизнедеятельности, природных задатков формируют разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера, а общие типические обстоятельства жизни людей, членов единой социальной общности, живущих в одинаковых социальных условиях формируют общие стороны и черты характера. Структура характера: 1) Симптокомплексы – системы взаимосвязанных свойств, которые обусловлены одним и тем же отношением личности к определенной стороне действительности: 1.1) Черты характеризующие отношение человека к другим людям; 1.2) Черты, показывающие отношение к своему делу; 1.3) Черты, определяющие отношения к себе любимому; 1.4) Черты, характеризующие отношение человека к вещам. 2) Свойства, присущие характеру как целому: 2.1) Степень глубины – как качество структуры характера отражает связь черт характера со стержневыми отношениями личности; 2.2) Цельность характера – степень внутреннего единства; 2.3) Степень устойчивости или изменчивости (пластичности) – податливость черт характера, изменениям, вызванным внешними условиями или самовоспитанием; 2.4) Степень активности – потребность быть в деятельном состоянии; 2.5) Сила (напр. при достижении цели).

Страницы: 1 2


Основные этапы развития психики человека
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития который состоит из ряда этапов. Все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам. Следует сразу отметить, что существует весьма большое кол-во подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разн ...

Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения
29.11. 2003 13: 24 | А.И. Филатов На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают: • Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка п ...

Объем образной кратковременной памяти у школьников
Для анализа объема образной кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 9). Рисунок 9 – Показатели объема образной кратковременной памяти Из диаграммы видно, что почти у всех школьников (99%) объем образной кратковременной памяти в норме, что подтверждает литературные данные. П ...