Заключение
Страница 2

К наиболее распространенным формам воспитательной рабо­ты мы отнесим беседы, лекции, диспуты, встречи с интерес­ными людьми, широкая практика встреч с бывшими воспитанниками колоний, ведущими чест­ный образ жизни, с родственниками осужденных, с представи­телями общественных и религиозных организаций — так назы­ваемые меры общественного воздействия. Общественное воз­действие, мы считаем, одним из условий обеспечения процесса социализа­ции несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание, приобщения их к нормальной человеческой деятельности и участию в общественной жизни, и здесь открывается широчай­ший простор для деятельности социального педагога.

Правильная организация свободного от учебы и работы вре­мени способствует улучшению здоровья и физического разви­тия осужденных. В условиях лишения свободы это время, в основном, носит регламентированный характер. Поэтому необ­ходимо четко планировать досуговые мероприятия для осуж­денных, с одной стороны, чтобы они не носили формальный характер («ради галочки»), с другой— обучали правильному планированию своего времени (отсутствие навыков в планиро­вании свободного времени и умения распоряжаться им — одна из основных причин совершения правонарушений подростка­ми). Мероприятия должны пробуждать у подростков интерес к жизни, формировать волевые качества и черты характера, по­зволяющие им противостоять антисоциальным влияниям.

Физическое воспитание также способствует повышению авторите­та в глазах других воспитанников, что является прекрасным стимулом для привлечения осужденных к активным занятиям спортом, а также формированию не только физических, но и морально-волевых, нравственных качеств личности.

Большое значение в организации воспитательного процесса, как это было выявлено нами из бесед с бывшими осужденными имеет коллектив осужденных. Положительный эффект здесь достигается чаще при воздействии на осужденного через его первичный коллектив (отряд, бригаду, класс), члены которого находятся в постоянном общении и вза­имодействии друг с другом, повседневно связаны общими ин­тересами и делами, отношениями ответственной зависимости и находятся под постоянным контролем воспитателя, знающего о характере межгрупповых и межличностных отношений осуж­денных. Необходимо доверять подросткам роль активных орга­низаторов, а не только исполнителей воли воспитателей, ис­пользовать различные формы коллективной деятельности на основе самоуправления, творческого начала, самостоятельно­сти. Перестройка нравственного сознания осужденного осуще­ствляется в неразрывной связи с формированием позитивного опыта жизнедеятельности.

Большое значение имеет использование социально-полезных связей с родственниками осужденных, которое активизирует процесс воспитательной работы, позволяет разрушить создан­ный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и пове­дения.

Гуманизация и педагогизация воспитательного процесса дол­жна быть построена на здравом и реалистическом анализе об­становки — «на разумном гуманизме», т. е. система наказания должна быть достаточно гибкой, обеспечивать избирательность в применении режимных ограничений, создавать предпосылки для реального установления в учреждениях атмосферы чело­вечности, уважительного отношения к закону и нравственным нормам. В настоящее время расширены права администрации и арсенал средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мер воздействия на осужденных в сторону ос­лабления репрессий и изоляции их от общества.

Исправительное воздействие на несовершеннолетних пре­ступников следует рассматривать как единый процесс, начиная с момента взятия его под стражу и заканчивая периодом реаби­литации и социальной адаптации после освобождения. На прак­тике этот процесс оказывается разорванным. Причина — отсут­ствие должного взаимодействия между службами и учреждениями, обеспечивающими работу с несовершеннолетними право­нарушителями и профилактику преступности.

Один из возможных вариантов организации совместной ра­боты — воспитательные центры для несовершеннолетних пре­ступников, в состав которых должны входить:

— следственный изолятор для содержания подследственных несовершеннолетних (к сожалению, в некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся вместе со взрослыми и нео­днократно судимыми в условиях «субкультуры», позже пере­нося полученный опыт в воспитательную колонию);

— служба, обеспечивающая исполнение наказания в виде краткосрочного ареста;

— служба по исполнению наказания в виде лишения свобо­ды (воспитательная колония);

— участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к ос­вобождению от наказания;

— временное общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного места жительства;

Страницы: 1 2 3


Игра и возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Игры, рекомендуемые школьной программой, направлены на решение не только образовательных, но также воспитательных и оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех, кто причастен к педагогике беспокоит гиподинамия детей. Двигательный режим ребенка заметно сокращается с момента поступления его в школу, что связано с началом новой ...

Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека
Данные распределения психологических типов в исследуемых группах представлены в таблице № 3. Таблица № 3. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах. № п/п Название типа характера по К. Леонгарду Количество случаев в группах Экспериментальная группа Контрольная группа 1 Гипер ...

Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания. Организация исследования и характеристика выборки
В данном исследовании нами ставилась цель изучить влияние гендерной идентичности (показатель гендерной социализации) на общение подростков в группе сверстников (показатель процесса социализации в целом). При проведении гендерных исследований, первоначально проводят исследование гендерной идентичности – ролевых позиций, которые люди зан ...