Приложение
Страница 5

Таким образом, 2-3 агрессивных ответа при полном отсутствии ответов типа социальной кооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответов на фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностное взаимодействие. В рассматриваемом примере А=(6+9)-(3+2+11+2)=-3, т.е. установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.

Важно, что значение имеет не только соотношение установок на социальную кооперацию и агрессию, но и то, какие именно тенденции противопоставляются конфронтации, что побуждает человека к сотрудничеству: страх перед ответной агрессией, чувство собственной неполноценности, зависимости или потребность в теплых, дружеских контактах с окружающими. Внешне сходное поведение в этих случаях имеет принципиально различные внутренние детерминанты. Данные об их природе можно получить при анализе удельного веса установок, которые противостоят агрессии (категории «Страх», «Коммуникация», «Эмоциональность», «Зависимость»).

Средние значения агрессивности и ее среднеквадратические отклонения по группам подростков и взрослых

№ Экспериментальные группы

Среднее значение Среднеквадратическое отклонение Число испытуемых

1 Взрослые -0,93 7,79 30

2 Подростки -0,56 10,44 30

3 Хулиганы 1,84 1,80 19

4 Психопаты 2,87 2,38 15

В отечественных исследованиях работа с тестом руки только начинается. Приведенные в табл.1 среднегрупповые значения агрессивности и среднеквадратические отклонения по группам подростков и взрослых могут быть условно использованы в качестве нормы.

Кроме данных об уровне агрессивности, с помощью теста руки можно получить много дополнительной информации, характеризующей текущее психическое состояние обследуемого. Для этого проводится анализ по всем категориям теста и определяется процентное соотношение ответов по отдельным категориям.

Полная интерпретация всех ответов проводится при диагностике в индивидуальном семейном консультировании, при профотборе, в клинической практике и т.д., т.е. в тех случаях, когда психолога интересует не только степень агрессивности, но и диспозиционная структура актуального психического состояния в целом.

Интересная информация может быть получена при анализе ответов по тем категориям, которые не входят в подсчет суммарного балла агрессивности.

1. Высокий процент ответов по категории «Демон-стративность» свидетельствует о проявлениях истеро-идности, демонстративности (особенно у испытуемых мужского пола).

2. Повышенный удельный вес ответов по категориям «Зависимость», «Увечность» и «Пассивность» характерен для больных с органической патологией мозга.

3. Увеличение процента ответов по категории «Увечность» (если для этого нет объективных предпосылок) свидетельствует о наличии у испытуемого ипохондрических переживаний.

4. Снижение числа ответов по категориям «Активная безличность» и «Пассивная безличность» интерпретируется как проявление гиперсензитивности испытуемого, т.е. лишь немногие внешние стимулы являются для него нейтральными и безличными.

5. В том случае когда большую часть: занимают ответы по категориям «Описание», «Пассивная безличность», можно сделать вывод о значительном снижении общего уровня активности испытуемого. Такое состояние может быть следствием астении, либо проявлением более глубоких изменений энергетики.

6. Снижение числа ответов по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация», связанных с процессом обучения, говорит о необходимости обратить внимание психолога на сферу социальных контактов испытуемого, позволяет предположить наличие сложностей в этой области, отгороженности от окружающих, либо аутизации.

Анализ данных по выделенным параметрам имеет качественный характер и должен производится с большой осторожностью при достаточном опыте работы с методикой.

Области применения

Использование теста руки Вагнера может быть продуктивным не только при диагностике агрессивности, упои в некоторых других случаях.

1. Для диагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант дает возможность увидеть, какие тенденции и какой знак социальной направленности (положительный или отрицательный) приписываются партнеру и, таким образом, можно проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Результаты и анализ исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГЛПУ Кировского перинатального центра в 1-ом гинекологическом отделении, специализирующемся на гинекологических операциях проводимых как лапаротомным, так и лапароскопическим методами. Объектом для исследования были выбраны две группы пациентов в возрасте 25-40 лет и 35-50 лет, которым ...

Основные психологические характеристики культуры делового общения
Реализация потребности в общении или, напротив, неудовлетворенность общением вызывают соответствующие эмоции и чувства. Эмоции — особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции человека — продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражен ...

Личность и ее развитие
Сущность природы человеческой личности и особенностей своей личности каждый человек постигает в течение всей своей жизни, расширяя представления об окружающем мире и о себе самом. В социологии и психологии личность определяется как совокупность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности ...