Развитие способностей к общению. Методы психологического воздействия.

Информация » Исследование проблемы способностей в современной психологии » Развитие способностей к общению. Методы психологического воздействия.

Уже ранее отмечалось, что все стороны, все составные части общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) действуют взаимосвязанно и взаимообусловленно. Однако, у каждой из этих сторон есть вполне определённые способы и приёмы, позволяющие наилучшим образом совершенствовать процесс общения. Этим самым совершенствуется способность человека к общению.

Методы активного психологического взаимодействия в наибольшей степени способствуют совершенствованию интерактивной стороны общения. Методы психологического воздействия развивают все три стороны общения, но в основном коммуникативную и перцептивную. Указанные выше приёмы и способы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности служат основой для развития всех трёх сторон процесса общения, а значит способствуют совершенствованию способности к общению, организаторских и коммуникативных качеств личности.

Психология и общественная практика выработали наиболее активные и действенные методы воспитания и развития личности. Такие методы как убеждение, внушение, самовнушение могут быть отнесены как к методам воспитания, так и к методам психологического воздействия.

Рассмотрим некоторые из этих методов, относящихся собственно к методам психологического воздействия.

Метод убеждения – это система словесно-предметных воздействий на сознание обучаемых (подчинённых) или общее мнение коллектива, которая обеспечивает добровольное принятие распоряжений и превращение их в мотивы поведения членов коллектива. Любое воздействие руководителя направлено в конечном счёте на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств и действий обучаемых. Формами убеждения могут быть диспуты, беседы, личный пример, доказательство и так далее. При проведении этих форм убеждения следует иметь в виду эмоциональное состояние убеждаемого.

Внушение – это система словесно-образных воздействий на коллектив и отдельных его членов с целью вызвать соответствующие состояние и поведение, потребности и привычки. Метод внушения обладает большими возможностями для предупреждения усталости, снятия отрицательного влияния состояния ожидания, стресса в аварийных ситуациях и т.п. В каждом отдельном случае руководитель может применять отдельные формулы внушения. Такие формулы внушения должны включать в себя простые и понятные слова, как правило, не более 5-6 слов. Например, для снятия возбуждения в критической ситуации руководитель повелительным тоном, не вызывающим возражения, произносит фразу: «Все спокойны! Все остаются на местах! Действуем по следующему плану…»

Одним из необходимых условий эффективного внушения является внушаемость. Под внушаемостью понимается способность человека изменять своё поведение по требованию другого лица или группы лиц, не опираясь при этом на логику или сознательные мотивы (то есть безотчётная подчинённость требованиям других людей. Внушаемость зависит от возраста (чем моложе, тем выше), пола (чаще всего женщины более внушаемы, чем мужчины), интеллекта (с повышением образования внушаемость обычно снижается), состояния здоровья (при переутомлениях или после заболеваний внушаемость становится выше) и других факторов. Кроме того внушаемость значительно варьируется в зависимости от вида внушения и авторитетности того лица, которое производит внушение.


Выдержки из моих наблюдений
Январь 2008 года «…Январь. Беседа на тему: «Учусь общению». Я объясняю детям, что все люди разные и каждая личность индивидуальна (т.е. неповторима). И поэтому, т.к. мы все разные, мы должны с детства учиться понимать друг друга, т.е. учиться искусству общения. На мой вопрос: «С кем из группы ты быстро находишь общий язык?» дети сразу ...

Психология человека в образовательных системах экономике, управлении
Образовательными системами являются все те социальные институты, главной цепью которых является образование человека К образовательный системам относятся, таким образом, начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и др. Об ...

Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп
Группа A (высокий уровень адаптации) При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства испытуемых данной группы высокий (58%) и средний (42%) уровень эмоционального комфорта. Что говорит о том, что люди группы A уравновешены, спокойны, оптимистичны. При изучении страхов было выя ...