Выдержки из моих наблюдений

Январь 2008 года

«…Январь. Беседа на тему: «Учусь общению». Я объясняю детям, что все люди разные и каждая личность индивидуальна (т.е. неповторима). И поэтому, т.к. мы все разные, мы должны с детства учиться понимать друг друга, т.е. учиться искусству общения. На мой вопрос: «С кем из группы ты быстро находишь общий язык?» дети сразу же выдавали свои ответы. Но среди гула ответов детей я услышала: «А с Никитой я играть не буду, он дерется и обзывается». И вся группа в один голос закричала: «Его надо выгнать из группы». Да этот ребенок в последнее время волновал и меня, но я не могла предположить, что чаша весов терпения группы так резко перетянет вниз…» конечно же, мне пришлось успокоить детей и убедить их в том, что никого выгонять не нужно. Ведь об этом мы сегодня беседуем – умение общаться. Значит, никто из нас не смог найти общий язык с Никитой, даже я (Бабушкина Никиты во время беседы в группе не было).

С этого дня я стала систематически наблюдать за Никитой, за его взаимоотношениями со сверстниками.

Февраль 2008 года

«…Мальчики играют фишками. Среди них и Никита. Я готовлюсь к занятию. Вдруг крик девочек. Я резко обернулась. Дрались двое из мальчишек, один из них был Никита. Картина была ужасающая: Никита наносил резкие удары по голове, по туловищу своего сверстника. Разняв детей, я выяснила, что послужило причиной драки. Оказалось, как ответил Никита: «Он мою фишку забрал! » (на самом деле фишка была честно выиграна другим дошкольником). Такое грубое агрессивное поведение мальчика меня насторожило, и я решила выяснить причину столь резкого, изменившегося характера ребенка».

(Из беседы с родительницей – Бабушкиной Натальей Владимировной).

Мать: … - Да, я сама не знаю, что с ним делать! Стал такой грубый и неуправляемый. Я ему говорю «прибери игрушки», а он меня не слышит. Вот приходится наготове держать ремень. На время помогает, а потом опять за свое. Братика обижает. Сил моих больше нет. Да еще этот размен квартиры.

Из личной беседы с мамой я поняла, что в семье произошла трагедия – развод родителей. И за последнее время все взрослые скандалы, дрязги, оскорбления выносились на общий обзор перед детьми. Отец мог нецензурной бранью «окатить» свою жену. Придя поздно ночью домой, отец устраивает дома скандал, перерезая ножницами телевизионный кабель. Детям пришлось посреди ночи искать убежища у соседей.

Для меня стало ясно. Находясь в постоянном напряжении, стрессовом состоянии и испытывая чувство страха у Никиты нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стресс и агрессия, если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние.

Частые семейные скандалы – основная причина грубого и агрессивного отношения ребенка к своим сверстникам.

Агрессия со стороны Никиты имела особый вид – физическая агрессия.

При неправильном педагогическом подходе данный вид агрессии может превратиться в черту характера ребенка. Поэтому, вся направленная работа на снятие агрессии у дошкольника была построена совместно с родителем – мамой Никиты.

Я посоветовала начать ей с самой себя: «Никаких ремней! Только спокойный, доверительный тон (как бы ни было трудно). Создайте благоприятный домашний микроклимат для ребенка. Расширьте общий круг интересов Никиты, чтобы в свободное время он был занят только полезным делом. Только таким образом мы сможем ему помочь!»

Дав понять матери, что многое сейчас зависит от нее, я в свою очередь, нацелилась на то, чтобы создать благоприятную атмосферу в группе для Никиты.

Ежедневно Никита получал от меня маленькие поручения: полить цветы, собрать игрушки и др. В ответ ребенок получал от меня похвалу и признание в нем настоящего друга-помощника. Видя в Никите мою правую руку, ребята, сначала с осторожностью стали допускать его в игру, а затем и позабыли о старых обидах.

Я давала Никите индивидуальные задания. Сначала самые легкие. Он их выполнял и чувствовал радость признания. Но с каждым разом я их усложняла. У Никиты появилась целеустремленность. В нем я увидела прежнего Никиту. Со всем ребятами в группе я провела занятие «Когда опасен гнев?» (см. приложение 2)

Время идет. Все встает на свои места. Родители разменяли квартиру. И у матери появилось больше времени на ребенка. Расширился и круг интересов Никиты. Он возобновил занятия хореографией. Еще я ему посоветовала, как мальчику, записаться в спортивную секцию. У него появилось много интересов, множество друзей.

Сейчас конец года. Подведение итогов и результатов. И я в свою очередь подвожу финишную черту в работе с Бабушкиным Никитой.


Дифференциальная психофизиология
Дифференциальная психофизиология — направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два методических подхода: сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах, и изучение изменени ...

Вступление
Осмотр места происшествия, как правило, относится к первоначальным следственным действиям, а по большинству дел об особо опасных преступлениях против личности расследование начинается именно с осмотра места происшествия. Успех или неуспех при этом в значительной степени предрешает выдвижение правильной версии, раскрытие преступления, из ...

Сравнение корреляционных связей в группах
1. Семья. Для зависимых игроков семья и дети – подавляющий, угнетающий фактор, связанный с повышением напряженности и тревожности. Здоровым игрокам семья оказывает поддержку. В семье они не чувствуют себя одинокими. Происходит переориентация ценностей в соответствии с интересами семьи. 2. Материальные и жилищные условия. У зависимых иг ...