Пограничные психические расстройства, развивающиеся у подростков с
девиантным поведением в условиях семейной депривацииСтраница 2
* - обнаружены достоверные различия (t ³ 2, P £ 0,05)
Изучение динамики клинико-социальных признаков проводилось по возрастным этапам: до 7 лет, 7-10 лет , 11-13 лет, 14-16 лет. По возрастным периодам: до 7 лет и 7-10 лет оно проводилось ретроспективно по социально-медицинской документации, так как дети направляются в образовательные учреждения закрытого типа только после достижения возраста 11 лет.
Изучение наследственного фона обнаружило наличие наследственной отягощенности в 77,0% наблюдений, при этом отцы 64,1% подростков страдали алкоголизмом, 45,2% матерей злоупотребляли алкоголем; алкоголизм у ближайших родственников (братьев, сестер) имел место в 22,6 случаев.
Психические расстройства (эндогенные психозы и расстройства личности) отмечены по материнской линии у ближайших родственников в 7,6% случаев. Другие расстройства, включая суициды у родителей и ближайших родственников, выявлены в 26,4% случаев. Особенности внутрисемейной наследственной отягощенности по группе детей с безнадзорностью и девиантным поведением представлено в таблице (таблица 8).
Таблица 8. Внутрисемейная наследственная отягощенность по группе детей с безнадзорностью и девиантным поведением
|
Тип Патологии |
Эндогенные Психозы |
Расстройства личности |
Алкоголизм |
Другие* |
Сомат. Патология | |||||
|
N |
% |
N |
% |
N |
% |
N |
% |
N |
% | |
|
У отца |
0 |
- |
0 |
- |
34** |
64,1 |
2 |
3,7 |
6 |
11,3 |
|
У матери |
1 |
1,8 |
1 |
1,8 |
24** |
45,2 |
1 |
1,8 |
6 |
11,3 |
|
У бл. Родст. |
1 |
1,8 |
1 |
1,8 |
12 |
22,6 |
6 |
11,3 |
3 |
5,6 |
|
Всего |
2 |
3,8 |
2 |
3,8 |
70 |
43*** |
14 |
26,4 |
16 |
30,1 |
* - обнаружены достоверные различия (t ³ 2, P £ 0,05)
Следовательно, в обследованной группе исследуемых следует отметить воздействие двух факторов. Первый из них следует рассматривать как биологический фактор, определяющий в силу наследственной отягощенности, определенный риск психических и поведенческих расстройств у детей.
Собственно психические расстройства, чаще это алкоголизм родителей и ближайших родственников, отмечены в абсолютном большинстве наблюдений основной группы (Р=0,01), преимущественно это алкоголизм родителей и ближайших родственников (Р=0,01).
Второй фактор следует рассматривать по своему воздействию как психосоциальный, потому что он определяет высокий уровень нарушений психосоциального семейного окружения детей.
Особенности семейных отношений характеризовались следующими признаками:
- неполная семья (51,4%), наличие мачехи или отчима(34,4%);
- физические наказания (42,1%);
- противоречивая направленность воспитательных мер: со стороны отца, отчима физические наказания, со стороны матери - гиперопека с потаканием или оправданием поведения (39%).
Воспитание в семье по типу гипопротекции наблюдалось в 50,5% случаев, с применением физического насилия в 42,7% случаев, воспитание в условиях "конфликтной семьи" в 39,2%, по типу потворствующей гиперпротекции в 7,7% наблюдений, гармоничный тип воспитания отмечен только в 9,9% случаев. До этапа безнадзорности только 24,3% детей воспитывались в полной семье (родными матерью и отцом), матерью и отчимом -28,5%, отцом и мачехой - 5,5%. В неполной семье (одной матерью) воспитывались 28,5% детей, сиротами и "социальными сиротами" являлись 8,8% детей. Воспитывались в государственных учреждениях интернатского типа 6,6% обследованных, 4,4% из них поступили в интернаты из-за отсутствия семьи и 2,2% из-за лишения родителей родительских прав
Развитие способностей к общению. Методы психологического воздействия.
Уже ранее отмечалось, что все стороны, все составные части общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) действуют взаимосвязанно и взаимообусловленно. Однако, у каждой из этих сторон есть вполне определённые способы и приёмы, позволяющие наилучшим образом совершенствовать процесс общения. Этим самым совершенствуется способност ...
Формирование и социализация личности
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.
Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формац ...
Что способствует развитию агрессивности?
Рассмотрим более подробно основные аспекты жизни дошкольника, которые могут способствовать развитию агрессивности:
1. ребенок – дошкольная нагрузка;
2. ребенок – воспитатель;
3. ребенок – другие дети;
4. ребенок – семья.
Дошкольная нагрузка
Посещение детского сада, необходимость сидеть на занятиях, слушать воспитателя – все это дл ...

