Пограничные психические расстройства, развивающиеся у детей дошкольного и младшего школьного возраста при семейной депривации
Страница 10

Информация » Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации » Пограничные психические расстройства, развивающиеся у детей дошкольного и младшего школьного возраста при семейной депривации

Дети с низким уровнем развития познавательной активности - иные. Круг их интересов, как правило, сужен, не простирается дальше непосредственно окружающего. Они не задают вопросов, редко сами берут в руки детские книги, журналы, рассматривают картинки. Их внимание не удерживают познавательные передачи по радио, телевидению. Внутреннее побуждение к знаниям, к учению, характерное для познавательно активных детей накануне школы, у них заметно понижено ( частота встречаемости признака в группе обследуемых детей – 84,6%, в контрольной группе – 22,8%).

г) Ограниченный кругозор.

При нормальном развитии к моменту поступления в школу дети уже усваивают значительный объем информации, приобретают ряд умений и навыков, которые позволяют включиться в процесс целенаправленного, систематического обучения. Вооружение знаниями и умениями происходит как в процессе особой подготовительной работы в детском саду, дома, так и в непреднамеренной, специально не нацеленной на учение деятельности, когда ребенок стихийно впитывает знания из окружающей жизни, овладевает умениями. Однако, у разных детей результаты такого подготовительного или стихийного обучения бывают разными. Сказываются, при этом, не только различия в условиях воспитания, но и индивидуальные различия в познавательной деятельности. Чем бы ни был обусловлен ограниченный кругозор ребенка, само по себе наличие этого факта требует к нему внимательного отношения и является сигналом к необходимости специальной коррекционной работы(частота встречаемости признака в группе обследуемых детей – 92,6%, в контрольной группе – 28,6%)

д) Низкий уровень развития речи (логичности, содержательности, выразительности).

Речь ребенка, как и взрослого человека, является одной из специфических форм человеческого сознания и одновременно - его наглядным выразителем. По тому, как ребенок говорит - в свободном диалоговом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновавших его явлениях, событиях), можно составить достаточно правильное представление о том, как он думает, как воспринимает и осмысливает окружающее. Речь детей с отставанием в развитии познавательной деятельности обычно характеризуется бедностью языковых форм, ограниченностью лексического запаса, наличием аграмматических фраз ( частота встречаемости признака в группе обследуемых детей – 62,8, в контрольной группе – 12,6%).

2.3. Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.

Решение задач начального этапа школьного обучения предполагает определенный уровень развития у детей ряда психологических и психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью. Известно, однако, что более 20% семилеток и около 40% шестилеток, начинающих учиться, имея нормальный интеллект, не обладают достаточной функциональной готовностью к школе. При отсутствии необходимых коррекционных воздействий, это обстоятельство становится причиной начального отставания детей в учении.

Выделяется ряд показателей, достаточно определенно отражающих недоразвитие психофизиологических и психологических школьно-значимых функций. К их числу относятся:

а) Несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности.

Усвоение школьных знаний требует развития у детей ряда интеллектуальных умений. Этими умениями на необходимом уровне дети овладевают обычно в разнообразных видах практической и игровой деятельности, которыми насыщено дошкольное детство. Их развитие специально предусмотрено и программой воспитания в детском саду. Если же в силу причин внешнего или внутреннего характера эти умения сформированы не были, то без специального внимания к этому факту и целенаправленной коррекционной работы неизбежно возникает риск академической неуспеваемости ребенка в условиях обычного обучения ( частота встречаемости признака в группе обследуемых детей – 81,2%, в контрольной группе – 20,5%).

б) Недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности.

Важнейшей предпосылкой успешности учебной деятельности является ее произвольность - умение сосредоточиться на решаемой задаче, подчинить ей свои действия, спланировать их последовательность, не потерять условия задачи в процессе деятельности, выбрать адекватные средства ее решения, довести решение до конца, проверить правильность полученного результата. Очевидно, что несформированность на необходимом уровне этих умений повлечет за собой проблемы, которые будут проявлять себя во всех видах школьных занятий, при усвоении различного учебного материала ( частота встречаемости признака в группе обследуемых детей – 74,2%, в контрольной группе – 41,6%)

в) недостаточный уровень развития точной моторики руки.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека В. С. Мухина классифицирует следующим образом: ü Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы, которые человек ...

Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника
В психологии понятие "личность" используется в двух основных значениях. С точки зрения одних психологов, личность — это любой человек, обладающий сознанием. По словам К.К. Платонова, "это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему". Другие психологи под ...

Исследование состояния тревожности во время беременности. Обследование контрольной и экспериментальной группы на выявление тревожности
Исследование проводилось на базе женской консультации №1 Ленинского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 30 беременных женщин в возрасте от 20 до 30 лет и сроком беременности от 12 до 39 недель. Были сформированы две группы: экспериментальная, в которой беременные начинали посещать занятия в бассейне на сроке от 12 до 20 недел ...