Теоретическое обоснование исследования психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Особенности адаптации личности к хроническим заболеваниям
Страница 3

Информация » Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями » Теоретическое обоснование исследования психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Особенности адаптации личности к хроническим заболеваниям

Второй вид адаптации - адаптация с сохранением ситуации. В этом случае личность претерпевает более глубокие изменения, но такие, которые большей частью не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию[9].

В трудах В.И. Медведева предпринята попытка периодизации адаптационных процессов. Первая фаза – разрушение старой программы гомеостаза. На этой стадии включаются временные механизмы превентивной адаптации, позволяющие “пережить” сложный период отсутствия адекватной программы регулирования. Вторая фаза адаптации – формирование новой программы развертывания регулирующих механизмов и построение новой структуры гомеостатического регулирования.

Последняя фаза адаптационного процесса – фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе, параметров эффективности деятельности, которые фиксируются на новом, более оптимальном уровне[10].

В процессе адаптации традиционно выделяют пять следующих взаимосвязанных этапов:

1. Первичная реакция на изменения.

2. Ориентировка.

3. Определение своей позиции.

4. Действия, направленные на изменение.

5. Продуктивное взаимодействие[11].

Остановимся на кратком описании названных этапов.

1. Первичная реакция на изменения

Необходимость в адаптации возникает в том случае, когда в сложившейся ситуации личности происходят достаточно существенные изменения. В этом случае новая ситуация часто предъявляет к личности такие требования, к которым она ещё не готова. Это могут быть требования к профессиональным качествам, умениям и навыкам, необходимость изменить ранее сформировавшееся отношение к явлениям окружающего мира, например, хроническому заболеванию. Если человек не обладает ресурсами, позволяющими справиться с возникающими проблемными ситуациями, то он переживает более или менее выраженное состояние стресса.

Обычно первый этап процесса адаптации эмоционально насыщен. Как правило, преобладают отрицательные эмоции. Ориентация в ситуации слабая, не хватает знаний и опыта. Поведение характеризуется спонтанностью и, скорее, реактивностью, чем целенаправленной произвольной активностью. Действия, прежде всего, направлены на восстановление былого равновесия, на возвращение системы взаимодействия в прежнее состояние.

Основная нагрузка на первом этапе ложится на эмоциональный компонент, который выражен наиболее ярко. Эмоциональная реакция здесь является своеобразным сигналом, сообщающим о нарушении равновесия, об изменениях, произошедших в системе организм - среда. Если изменения кратковременны и поверхностны, то индивиду скоро удаётся восстановить потерянное равновесие, и система возвращается к своему первоначальному состоянию. Если же изменения необратимы, то реактивное поведение не приводит к желаемому результату, прежнее состояние не удаётся восстановить. Теперь, чтобы достичь равновесия, должна быть выстроена новая система взаимодействия, что предполагает серьёзные качественные изменения. Для этих целей и разворачивается дальнейший процесс адаптации.

Таким образом, значение первого этапа - этапа первичной реакции на изменения - заключается в запуске самого процесса адаптации. А условием нормального протекания процесса выступает принятие самого факта изменений. В этом случае интенсивность эмоциональной реакции снижается и происходит переход ко второму этапу процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Способность к общению и её значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств.
Ранее было показано, что способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трёх сторон общения: коммуникативной – в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т.д.); интерактивной – в способах и приёмах психологического воздействия и актив ...

Психологические особенности адаптации как психолого-педагогического явления. Современные подходы к изучению адаптации как психолого-педагогического явления
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio-прилаживание, приспособление. Он был впервые введён Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термин ...

Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Ст ...