Теоретическое обоснование исследования психологических особенностей больных
с хроническими соматическими заболеваниями. Особенности
адаптации личности к хроническим заболеваниямСтраница 8
На основании исследования пациентов с различными локализациями и стадиями опухолевого процесса, различного пола и возраста, находящихся на стационарном лечении в Воронежском областном онкологическом диспансере, Стукалова Л. А., Кравец Б. Б., Боков С. Н. выделяют следующие типы адаптации:
1. Гармонический с высокой мотивацией к лечению — больные сознают наличие у себя тяжёлого и опасного для жизни заболевания, строят своё поведение соответственно ситуации (знаемые результаты объективного исследования их соматического состояния) и активно пытаются противодействовать болезни всеми имеющимися у них возможностями, в том числе и с помощью психотерапевтического лечения.
2. Формально гармонический — пациенты осознают наличие у себя тяжёлого и опасного для жизни заболевания, строят своё поведение соответственно ситуации, но с определённым недоверием (непониманием) относятся к тем методам, которые не укладываются в их представления о традиционном лечении онкологических заболеваний.
3. Апатически-анозодисфорический — зная, что тяжело и серьёзно больны, пациенты тем не менее проявляют безразличие к своей болезни, судьбе, результатам лечения и пассивно подчиняются всем проводимым процедурам и мероприятиям. Психотерапевтическая помощь также не отвергается, но и заинтересованно не принимается, как и всё остальное лечение.
4. Анозогнозический — пациенты заявляют, что больны каким-либо другим заболеванием (туберкулёзом, мастопатией, эрозией слизистой пищевода и т. д.) и в онкологическом стационаре находятся и получают специфическое лечение тоже в связи с этим другим заболеванием. Явное противоречие с реальностью их не смущает. Настроение часто с оттенком дисфорического, но возможны и другие варианты. Психотерапевтическая помощь категорически не принимается из-за её «ненужности»[22].
Значение вариантов адаптации больных с хроническими заболеваниями необходимо для выработки тактики индивидуального психотерапевтического вмешательства у конкретного пациента, подбора его наиболее оптимальных индивидуальных вариантов.
Итак, в завершении параграфа мы пришли к пониманию того, что адаптация представляет собой комплексную реакцию на изменение ситуации. Процесс адаптации разворачивается во времени, проходя несколько последовательных этапов. При переходе с одного этапа на другой личность решает ряд взаимосвязанных задач, и каждая последующая стадия процесса включает в себя результат, достигнутый на предыдущей. Решение задач адаптации затрагивает практически все компоненты личности, и изменения, происходящие в личности, можно отследить, по крайней мере, на трёх уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом (динамика общего эмоционального состояния, степени информированности о ситуации и характера активности, направленной на её преобразование).
Большинство авторов сходятся во мнении о том что:
- каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания;
- эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что подставляет собой процесс адаптации;
- существенным фактором такой адаптации является рациональная организация и правильный выбор занятий;
- отношения с семьей, родственниками, друзьями выполняют компенсаторную функцию, т.е. становятся важной сферой межличностных контактов.
Психологические особенности юношеского возраста
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный с ...
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного
возраста
1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:
Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);
Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);
Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);
Прием ролевой игры с пр ...
Эмпирическое исследование влияния стиля руководства на успешность
прохождения военной службы. Организация и этапы исследования
Успех реализации реформы школы в значительной степени зависит от мастерства учителя, от максимального и полного проявления им своих возможностей и способностей и от оптимального выбора каждым учителем средств и способов своей педагогической деятельности, наиболее соответствующих его индивидуальным особенностям. Внимание к труду конкретн ...

