Теоретическое обоснование исследования психологических особенностей больных
с хроническими соматическими заболеваниями. Особенности
адаптации личности к хроническим заболеваниямСтраница 1
Фундаментальные вопросы психологической адаптации в достаточной степени освещены в трудах отечественных (А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский и др.) и зарубежных (Г. Гартман, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) исследователей.
Среди работ данного направления в соответствии с нашими задачами следует выделить концептуальный подход Э. Эриксона[1], по мнению которого, в системе «индивид-среда» одной стороной адаптационного взаимодействия являются конфликты и защиты, а другой – сотрудничество и гармония. При этом он выдвигает положение о взаимном непрерывном приспособлении индивида и общества и рассматривает конфликт в качестве одного из возможных исходов взаимодействия индивида и среды.
Существенный вклад в разработку широкого понимания адаптации был внесен Ж. Пиаже. Согласно его концепции адаптация – и в биологии, и в психологии рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции.
Первый из них (его, по сути, обозначают термином «адаптация»), обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды.
Второй процесс изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схему поведения субъекта. Такое понимание адаптации в единстве противоположных направлений является важным условием использования данного понятия в качестве категории, играющей существенную роль в объяснении всякого активного функционирования[2].
Психологический словарь определяет адаптацию (от лат. adapto — приспособляю) как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация — одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гешталът-психологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж.Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида[3].
С точки зрения Ф.Б. Березина, психическая адаптация играет решающую роль в поддержании адекватных соотношений в системе «индивидуум-среда» и определяется как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности и поведения человека требованиям среды[4].
Понятие процесса неизменно входит в определение психологической адаптации. Однако описания самого процесса чаще всего ограничиваются краткими формулировками типа: конфликт - фрустрация - акты приспособления - изменение ситуации, где за обобщённым выражением "акты приспособления" скрываются все тонкие изменения, происходящие на достаточно сложном пути от дезадаптации к адаптации[5].
Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка
младшего школьного возраста и младшего подростка
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собст ...
Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение.
Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования
самосознания
Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характерис ...
Пояснительная записка.
Основной целью программы является повышение уровня коммуникативной компетентности у подростков.
Задачи:
Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении.
Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.
Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффект ...

