ВведениеСтраница 2
Много значит для детей налаженный ритм жизни и отношений в семье. Строгий режим сна и детских занятий, разумная организация игр, контроль за содержанием и количеством просмотренных взрослыми в присутствии детей и самими детьми телепередач, культура обращения друг к другу, уважение достоинства всех членов семейного коллектива - элементарные условия формирования психологического здоровья ребенка. Но что делать тому, кому не повезло с материнским началом в семье, кого бросил отец в раннем возрасте, еще до его рождения или в ответственный период детства (поступление в школу, болезнь, неудачи в школьном обучении, переходный возраст, сдача экзаменов и т.п.)? Есть много путей психологического оздоровления детей, переживающих те иди иные житейские неурядицы и психологические трудности. Один из них - помощь школьного учителя или психолога. Но может не повезти и здесь. Американец Ф. Кинер в книге «Слово как оружие» называет педагогическую сферу общения одной из самых острых по агрессивности. Учебные перегрузки, несоответствие многих учебных программ и содержания учебных предметов потребностям жизни увеличивают психологические нагрузки на личность современного ученика, провоцируют конфликты и эмоциональные срывы. Школьный психолог редко обучает учащихся способности актуализировать свое школьное бытие по методикам А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Шострома (есть их модификация у Л.К. Кондаленко[2]). Он чаще сориентирован на диагностику личности по тестам, которые вызывают много сомнений. Талантливый, психологически здоровый, интеллектуально и творчески развитый ребенок в них выглядит хуже, чем примитивный и эмоционально неразвитый[3]. Тогда остается один путь к оздоровлению - самовоспитание, самоуправление, постоянное и непрерывное, всю жизнь; поиск своего настоящего дела, здорового примера для подражания. •
Поведение ребенка регулируется многими факторами: требованиями родителей и учителей, бытующими в его окружении нормами поведения, закладываемыми всем стилем жизни ребенка способами управлять собой, идеальными побудительными силами, среди которых важную роль играет воспитанное чувство личной и социальной ответственности. Из безответственного ребенка легко вырастает безответственный гражданин. Личная ответственность - это «свободная реализация верно осознанного долга», являющегося нравственным выражением мотивов индивида, выражением его гражданского лица. Существуют разные формы ответственности. Объективной основой здоровой психологической ответственности является реальная связь ребенка с детским коллективом и позднее - с обществом. Эта связь подчас носит противоречивый характер, но свобода выбора нравственной нормы и поведенческой манеры переносит ответственность на самого индивида. Особенно трудно приходится такому ребенку, который поступает ответственно, сообразуясь с долгом и своей совестью, с данным словом. Когда нравственная норма нарушается целым сообществом или большинством его членов, тогда носителю этой нормы нелегко отстаивать свою правоту. Возможны конфликты и глубокие психологические переживания. Сохранить психологическое здоровье, способность «не сломаться» под властью мнения «большинства» помогает ребенку осознание своей правоты, что свидетельствует об относительной социальной и нравственной зрелости маленькой личности, ее способности к психологической защите.
Диагностика депрессивности подростков по методикам
Бека и Жмурова
Диагностика депрессивности по методике Бека позволяет при помощи проведения опроса выяснить, что преобладает у подростка депрессивность, как акцентуация характера или депрессия, как патологический психический процесс.
Опросник содержит 13 вариантов вопросов, по четыре вопроса в каждом (только восьмой вопрос содержит три варианта ответа ...
Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних
В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ, милиции, общественности не дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность?
Как решать те проблемы, которые стоят перед нашей страной, нашим городом или посел ...
Ответить на 5 вопросов в соответствии с последней цифрой зачетки. Культура здоровья: предмет, причины и история возникновения,
базовые идеи и принципы
Валеология (от лат. valeo – здравствовать, быть здоровым и греч. logos - слово, наука) – наука о здоровье и качестве жизни. В основе валеологии лежат нормальная физиология, биохимия, генетика, психология, традиционная медицина, современная натуропатия, педагогика.
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья ...