Введение
Страница 2

Много значит для детей налаженный ритм жизни и отношений в семье. Строгий режим сна и детских занятий, разумная организация игр, контроль за содержанием и количеством просмотренных взрослыми в присутствии детей и самими детьми телепередач, культура обращения друг к другу, уважение достоинства всех членов семейного коллектива - элементарные условия формирования психологического здоровья ребенка. Но что делать тому, кому не повезло с материнским началом в семье, кого бросил отец в раннем возрасте, еще до его рождения или в ответственный период детства (поступление в школу, болезнь, неудачи в школьном обучении, переходный возраст, сдача экзаменов и т.п.)? Есть много путей психологического оздоровления детей, переживающих те иди иные житейские неурядицы и психологические трудности. Один из них - помощь школьного учителя или психолога. Но может не повезти и здесь. Американец Ф. Кинер в книге «Слово как оружие» называет педагогическую сферу общения одной из самых острых по агрессивности. Учебные перегрузки, несоответствие многих учебных программ и содержания учебных предметов потребностям жизни увеличивают психологические нагрузки на личность современного ученика, провоцируют конфликты и эмоциональные срывы. Школьный психолог редко обучает учащихся способности актуализировать свое школьное бытие по методикам А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Шострома (есть их модификация у Л.К. Кондаленко[2]). Он чаще сориентирован на диагностику личности по тестам, которые вызывают много сомнений. Талантливый, психологически здоровый, интеллектуально и творчески развитый ребенок в них выглядит хуже, чем примитивный и эмоционально неразвитый[3]. Тогда остается один путь к оздоровлению - самовоспитание, самоуправление, постоянное и непрерывное, всю жизнь; поиск своего настоящего дела, здорового примера для подражания. •

Поведение ребенка регулируется многими факторами: требованиями родителей и учителей, бытующими в его окружении нормами поведения, закладываемыми всем стилем жизни ребенка способами управлять собой, идеальными побудительными силами, среди которых важную роль играет воспитанное чувство личной и социальной ответственности. Из безответственного ребенка легко вырастает безответственный гражданин. Личная ответственность - это «свободная реализация верно осознанного долга», являющегося нравственным выражением мотивов индивида, выражением его гражданского лица. Существуют разные формы ответственности. Объективной основой здоровой психологической ответственности является реальная связь ребенка с детским коллективом и позднее - с обществом. Эта связь подчас носит противоречивый характер, но свобода выбора нравственной нормы и поведенческой манеры переносит ответственность на самого индивида. Особенно трудно приходится такому ребенку, который поступает ответственно, сообразуясь с долгом и своей совестью, с данным словом. Когда нравственная норма нарушается целым сообществом или большинством его членов, тогда носителю этой нормы нелегко отстаивать свою правоту. Возможны конфликты и глубокие психологические переживания. Сохранить психологическое здоровье, способность «не сломаться» под властью мнения «большинства» помогает ребенку осознание своей правоты, что свидетельствует об относительной социальной и нравственной зрелости маленькой личности, ее способности к психологической защите.

Страницы: 1 2 


Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся. Девиантное и делинквентное поведение.
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения[5]. Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – «делинкве ...

Частные приемы работы со сказкотерапией.
Первое упражнение касается работы над недостатками и достоинствами. Ведущий тренинга предлагает участникам подумать и выбрать то качество, которое на взгляд участников, развито у них недостаточно. Затем следует вспомнить какого-нибудь сказочного героя, который обладает этим качеством в полной мере, может быть даже с избытком. Совсем нео ...

Функции эмоций
Для чего же нужны эмоции? Возможно, было бы лучше без них? Они, наоборот, очень мешают жить, а сформированный навык осуществляется вообще без участия эмоций, они могут только отодвинуть от достижения заданной цели. Отрицательное их влияние было доказано не только у человека, но и у животных. Хорошо известно, что стадо животных, охваченн ...