ВведениеСтраница 2
Много значит для детей налаженный ритм жизни и отношений в семье. Строгий режим сна и детских занятий, разумная организация игр, контроль за содержанием и количеством просмотренных взрослыми в присутствии детей и самими детьми телепередач, культура обращения друг к другу, уважение достоинства всех членов семейного коллектива - элементарные условия формирования психологического здоровья ребенка. Но что делать тому, кому не повезло с материнским началом в семье, кого бросил отец в раннем возрасте, еще до его рождения или в ответственный период детства (поступление в школу, болезнь, неудачи в школьном обучении, переходный возраст, сдача экзаменов и т.п.)? Есть много путей психологического оздоровления детей, переживающих те иди иные житейские неурядицы и психологические трудности. Один из них - помощь школьного учителя или психолога. Но может не повезти и здесь. Американец Ф. Кинер в книге «Слово как оружие» называет педагогическую сферу общения одной из самых острых по агрессивности. Учебные перегрузки, несоответствие многих учебных программ и содержания учебных предметов потребностям жизни увеличивают психологические нагрузки на личность современного ученика, провоцируют конфликты и эмоциональные срывы. Школьный психолог редко обучает учащихся способности актуализировать свое школьное бытие по методикам А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Шострома (есть их модификация у Л.К. Кондаленко[2]). Он чаще сориентирован на диагностику личности по тестам, которые вызывают много сомнений. Талантливый, психологически здоровый, интеллектуально и творчески развитый ребенок в них выглядит хуже, чем примитивный и эмоционально неразвитый[3]. Тогда остается один путь к оздоровлению - самовоспитание, самоуправление, постоянное и непрерывное, всю жизнь; поиск своего настоящего дела, здорового примера для подражания. •
Поведение ребенка регулируется многими факторами: требованиями родителей и учителей, бытующими в его окружении нормами поведения, закладываемыми всем стилем жизни ребенка способами управлять собой, идеальными побудительными силами, среди которых важную роль играет воспитанное чувство личной и социальной ответственности. Из безответственного ребенка легко вырастает безответственный гражданин. Личная ответственность - это «свободная реализация верно осознанного долга», являющегося нравственным выражением мотивов индивида, выражением его гражданского лица. Существуют разные формы ответственности. Объективной основой здоровой психологической ответственности является реальная связь ребенка с детским коллективом и позднее - с обществом. Эта связь подчас носит противоречивый характер, но свобода выбора нравственной нормы и поведенческой манеры переносит ответственность на самого индивида. Особенно трудно приходится такому ребенку, который поступает ответственно, сообразуясь с долгом и своей совестью, с данным словом. Когда нравственная норма нарушается целым сообществом или большинством его членов, тогда носителю этой нормы нелегко отстаивать свою правоту. Возможны конфликты и глубокие психологические переживания. Сохранить психологическое здоровье, способность «не сломаться» под властью мнения «большинства» помогает ребенку осознание своей правоты, что свидетельствует об относительной социальной и нравственной зрелости маленькой личности, ее способности к психологической защите.
Здоровый образ жизни и его составляющие
1. Рациональное питание. Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно с ...
Составить развернутые ответы на вопросы. Осознаваемая
и неосознаваемая часть психики
Согласно современным представлениям, основанным на работах К.Г. Юнга, психика человека имеет осознаваемую (собственно сознание) и неосознаваемую часть. Первая включает всего лишь около 10% психического материала. Неосознаваемая часть психики – это подсознание и сверхсознание. Подсознание – это тот психический опыт, который человек уже п ...
Характер в структуре личности
Личность, как целостное образование, характеризуется глубиной и разнообразием связей с миром, с другими людьми, с самим собой. По достаточно точному и емкому определению С. Л. Рубинштейна: "Личность - это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек способный относится определенный образом к окружающе ...

