Введение
Страница 1

Проблема психологического здоровья получила право гражданства в отечественной психологической литературе не так давно. Автором была опубликована брошюра в 1996 году «Психологическое здоровье и творческая одаренность», в которой изложена история вопроса и дано понятие термина[1]. Психологическое здоровье - это неизменно радостное восприятие жизни, адекватный ситуативный оптимизм. Если всем весело и радостно, а один все время чем-то недоволен и разрушает общую радость - он или болен, или потерял понимание сути происходящего. Различение границ добра и зла, интерес ко всему жизненному, конструктивному, эмоционально позитивному, понимание не только себя, своего движения и своих желаний, но ощущение обстановки, понимание других людей - это здоровое отношение к себе и своему бытию. Психологическое здоровье - это развитость функций организма, относительно успешное взаимодействие со средой обитания, способность реализовывать себя на началах ответственного разума, добра и созидания, это постановка перед собой доступных целей, нахождение соответствующих им средств осуществления, поиск смысла бытия.

Психологическое здоровье личности уходит своими корнями в раннее детство, когда зарождается ее ядро, называемое в науке по-разному: психологическое (И.М. Сеченов, Ш. Бюлер, Л.К. Кондаленко), психо-духовное Ф.М. Достоевский), психолого-нравственное (Дж. Хэдфильд). Разумные нравственные родители способны «зарядить» ядро личности ребенка такой силой энергии, жизнеспособностью и умением реализовывать свои потенциальные возможности и стремления, которые могут сопутствовать ему всю сознательную жизнь, одухотворяя творческие процессы даже в глубокой старости.

Трудно оценить роль психологически здоровой и сильной матери в формировании внутреннего мира растущего человека, в развитии его жизненных и творческих сил.

Однако сильная женщина не должна подавлять волю ребенка, особенно сына, делая из него бесхарактерного слабого индивида, вялого и инертного, безответственного и 6езынициативного - психологически нездорового. У всех великих и гениальных личностей были удивительные матери. Истинная мать заботится о формировании интересом ребенка, прививает ему познавательный вкус, любовь к жизни, развивает его двигательные функции, напряженное внимание и наблюдательность, умение размышлять и созерцать, делать выводы и держать свое слово, желать и исполнять задуманное. Она учит поступать будущего мужчину по-мужски, по-граждански; будущую женщину по-женски, развивая внутренние потребности быть матерью и хозяйкой дома.

Человек рождается с минимумом инстинктов. Чтобы их развить и закрепить, следует их «вызвать» к жизни, подействовать на них извне. Любая возникшая реакция нуждается в закреплении, одобрении и поддержке словом, действием, намеком, жестом. Умение сдерживать себя, задерживать свои акты, останавливать свое движение - это вторая сторона воспитания, о которой забывают родители и педагоги. Ее также нужно «оживить» и заставить служить ребенку. Не научившись управлять собой в детстве, человеку трудно будет учиться самоуправлению в зрелые годы.

Первый социальный урок преподается младенцу колыбельной песней и маленькими беседами-приговорами задолго до того, как ему исполнится год. Мать, бабушка или отец вводят ребенка во взрослый мир через понятные образы и смыслы бытия, через интонирование различных мелодических тем, звучание и значение слова, показ картин природы, обращение внимания на те или иные явления. Далее следует постоянное общение дитя с матерью и другими близкими людьми в беседах и играх, во время пения песен, чтения и рассказывания сказок, историй, детских книг, во время совместных трудовых занятий по дому. Речевая грамотность, умение слушать и слышать, что говорят взрослые, адекватно реагировать на сказанное, если с речью обращаются к ребенку; умение ходить, не спотыкаясь, не раскачиваясь, не падая, не задевая окружающих; умение разумно пользоваться своими руками, не хватая по пути, что попадется под руку, не срывая листву с куста, цветы с клумбы - важные составляющие психологического здоровья ребенка, которое во многом зависит от условий семейного воспитания.

Страницы: 1 2


Лабораторная работа № 1
Тема: Методы психологии Методика: Несуществующее животное. Цель: Знакомство и приобретение навыков работы с проективными методиками. Оборудование: бумага, карандаш, диагностические признаки рисунка для интерпретации. Порядок работы Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. У ...

Рекомендации к развитию мышления на уроках труда
В связи с тем, что эти дети с ЗПР ослабленное мышление, учителю важно выявлять уровень знаний и практических умений учащегося. Учитель выясняет степень сформированности общетрудовых мыслительных умений: анализировать образец изготавливаемого изделия, планировать предстоящие действия и операции, контролировать свои действия, отчитываться ...

Жесты “рука – лицо”
Ладони наших рук превосходно приспособлены и для того, чтобы прикрывать лицо. Во многих жестах “рука – лицо” присутствует желание что-нибудь скрыть. Если кто-то смеется “в ладошку”, это значит, что он не хочет, чтобы смех заметили. Лицо закрывают при чувстве смущения, либо стыда или же когда хотят демонстрировать свою реакцию, либо нужн ...