Понятие личности и значение знаний о ней в практической деятельности ОВД

Психология личности » Понятие личности и значение знаний о ней в практической деятельности ОВД

Проходя в своем развитии определенные стадии, человек постепенно становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. С понятием личности тесно связаны понятия "человек" и "индивид", поэтому необходимо провести их четкую дифференциацию.

Человек рождается уже будучи человеком. В понятии человек утверждается генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Факт принадлежности младенца к человеческому роду фиксируется в понятии "индивид", в котором воплощена родовая принадлежность человека.

Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде (А.В. Петровский)[1].

Таким образом, если мы признаем, что личность – это качество индивида, то мы тем самым отрицаем тождество этих понятий. Следует отметить, что тождество понятий "индивид" и "личность" отрицается всеми ведущими психологами – А.Н. Леонтьевым[2], Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, С.Л. Рубинштейном и др.

Значение знаний о личности в практической деятельности ОВД, бесспорно, велико. Прежде всего, такие знания вооружают всех работников ОВД и граждан, включенных в создание и совершенствование правовой системы, достоверными юридико-психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать юридико-психологические зависимости, а также пути влияния на них. Грамотность в вопросах психологии способствует цивилизованному профессионально-психологическому развитию личности работников юридических органов и их профессионализма. Кроме того, такие знания способствуют разработке психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач, стоящих перед работниками ОВД и их специалистами, а также деятельности по укреплению правопорядка другими органами, организациями и лицами.

Важно отметить, что развитие знаний о личности шло и идет на основе запросов практики и в стремлении обеспечить достижение более высоких результатов в различных видах юридической деятельности, включая деятельность ОВД.

Поэтому и ценность знаний определяется прежде всего тем, что конкретно они дают практическим работникам, какую "прибавку" в улучшении их работы дает использование данных и рекомендаций юридической психологии.


Жесты “рука – рука”
Протягивание руки самому себе является в большинстве случаев бессознательным подражанием прикосновения со стороны других людей. Если мы касаемся своего собственного тела, то это всегда придает нам своеобразное чувство уверенности и защищенности. В напряженных ситуациях мы склонны, так сказать, протягивать руку самому себе, складывая кис ...

Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии
В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х – начало 60-х гг. Первый этап. Желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, но задача не была выполнена. Два различных понимания предмета социальной психологии. С одной стороны, социальная психология отождест ...

Определение влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих
Для того, чтобы проверить гипотезу, поставленную в данном исследовании, необходимо использовать математический метод корреляции Пирсона который позволяет определить взаимосвязь между различными исследуемыми признаками, проведенными на одной и той же выборке. Таблица 9. Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе Ш ...