История и современное состояние психопрофилактики
Страница 6

«Создание и внедрение программ психопрофилактического сопровождения акушерского мониторинга беременных будет способствовать снижению числа осложнений во время гестации и родов, рождению здоровых детей, и в конечном итоге сохранению и укреплению здоровья нации»[12].

Важнейшим психопрофилактическим принципом работы с беременными и роженицами является учет их индивидуальных особенностей, а также характера личностного реагирования на трудные ситуации, способности к самоорганизации. Основными этическими нормами психолога, работающего в родовспомогательном учреждении, являются компетентность, профессиональная и социальная ответственность, уважение к человеческим правам и достоинствам членов семьи, ожидающей ребенка.

Необходимо отметить и тот факт, что уже рожавшие женщины на сегодняшний день не стремятся иметь второго ребенка.

Аверина Ю.В. и Пашкова Е.С. говорят, что «половина опрошенных нами женщин, рожающих повторно спустя 10-15 лет, главным фактором, «отодвигавшим» рождение второго ребенка, назвали психотравмирующий негативный опыт рождения первенца.

Психофизиологическая подготовка этой категории женщин к родам; помимо общепринятых методик, должна включать в себя и особые психокоррекционные методы, направленные на снятие специфического комплекса переноса сформировавшегося негативного гештальта на последующую беременность и роды»[13].

Помимо общих психологических и физиологических особенностей, характерных для женщин 30-35 лет, данная выборка будущих мам имеет ряд специфических характеристик, вызванных отрицательными переживаниями при рождении первого ребёнка. Это наличие обострённой тревоги перед родами, навязчивое чувство вины, тенденции к жестокому невротическому самоконтролю, и как следствие, зачастую, можно говорить о формировании тревожно-депрессивного типа акцентуации характера. Все эти тенденции эмоционально дезадаптируют течение беременности, делают поведение женщины в родах менее толерантным, оказывают отрицательное воздействие на будущего малыша.

Необходимо особенно отметить психопрофилактическую работу с беременными раннего возраста (как правило, подросткового).

Беременность в несовершеннолетнем возрасте связана с огромным количеством стрессорных факторов психологического, социального, физиологического порядка, нарушающих формирование гестационной доминанты и процесс адаптации. Беременность и роды у юных женщин, в условиях их биологической, психологической и социальной незрелости, имеют особенности, протекают с большим количеством осложнений и представляют значительный риск для беременной и ее ребенка. Поиск эффективных путей профилактики акушерских и перинатальных осложнений у подростков является актуальной задачей современного акушерства. Однако даже самое благополучное течение беременности и родов не решает всех проблем, так как по нашим данным юные матери имеют низкое качество жизни, меньшие социально-экономические перспективы, а их дети отличаются низкими показателями здоровья.

Беременность и роды для женщин являются временем значительных психических и физиологических перемен, которые нередко сопровождаются депрессивными состояниями различной степени выраженности и относятся к кругу психосоматических, что требует тесного взаимодействия акушеров, психологов и психотерапевтов.

Учитывая описанные выше психо-эмоциональные особенности беременных, современные «школы» психопрофилактической подготовки к родам используют эклектичные методы работы. Каждая школа имеет свой неповторимый климат и традиции, но то, что их всех объединяет – это желание помочь женщине принять и освоить своё материнство, избежав физических и душевных травм, находясь в гармонии с собой и окружающим миром.

Таким образом, основными особенностями психотерапии и психопрофилактики, позволяющими выделить ее в особое направление являются обращение к семье, работа с системами «беременная-плод», а затем «мать-дитя», с возникающими при их неблагоприятном развитии нервно-психическими расстройствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование
Пол генетически обусловлен, и некоторые полагает, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, чертами личности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что отли ...

Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение. Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания
Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характерис ...

Готовность к обучению в среднем звене, основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Каковы показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе": 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся. 2. Сформированность у ребенка новообра ...