История и современное состояние психопрофилактики
Страница 6

«Создание и внедрение программ психопрофилактического сопровождения акушерского мониторинга беременных будет способствовать снижению числа осложнений во время гестации и родов, рождению здоровых детей, и в конечном итоге сохранению и укреплению здоровья нации»[12].

Важнейшим психопрофилактическим принципом работы с беременными и роженицами является учет их индивидуальных особенностей, а также характера личностного реагирования на трудные ситуации, способности к самоорганизации. Основными этическими нормами психолога, работающего в родовспомогательном учреждении, являются компетентность, профессиональная и социальная ответственность, уважение к человеческим правам и достоинствам членов семьи, ожидающей ребенка.

Необходимо отметить и тот факт, что уже рожавшие женщины на сегодняшний день не стремятся иметь второго ребенка.

Аверина Ю.В. и Пашкова Е.С. говорят, что «половина опрошенных нами женщин, рожающих повторно спустя 10-15 лет, главным фактором, «отодвигавшим» рождение второго ребенка, назвали психотравмирующий негативный опыт рождения первенца.

Психофизиологическая подготовка этой категории женщин к родам; помимо общепринятых методик, должна включать в себя и особые психокоррекционные методы, направленные на снятие специфического комплекса переноса сформировавшегося негативного гештальта на последующую беременность и роды»[13].

Помимо общих психологических и физиологических особенностей, характерных для женщин 30-35 лет, данная выборка будущих мам имеет ряд специфических характеристик, вызванных отрицательными переживаниями при рождении первого ребёнка. Это наличие обострённой тревоги перед родами, навязчивое чувство вины, тенденции к жестокому невротическому самоконтролю, и как следствие, зачастую, можно говорить о формировании тревожно-депрессивного типа акцентуации характера. Все эти тенденции эмоционально дезадаптируют течение беременности, делают поведение женщины в родах менее толерантным, оказывают отрицательное воздействие на будущего малыша.

Необходимо особенно отметить психопрофилактическую работу с беременными раннего возраста (как правило, подросткового).

Беременность в несовершеннолетнем возрасте связана с огромным количеством стрессорных факторов психологического, социального, физиологического порядка, нарушающих формирование гестационной доминанты и процесс адаптации. Беременность и роды у юных женщин, в условиях их биологической, психологической и социальной незрелости, имеют особенности, протекают с большим количеством осложнений и представляют значительный риск для беременной и ее ребенка. Поиск эффективных путей профилактики акушерских и перинатальных осложнений у подростков является актуальной задачей современного акушерства. Однако даже самое благополучное течение беременности и родов не решает всех проблем, так как по нашим данным юные матери имеют низкое качество жизни, меньшие социально-экономические перспективы, а их дети отличаются низкими показателями здоровья.

Беременность и роды для женщин являются временем значительных психических и физиологических перемен, которые нередко сопровождаются депрессивными состояниями различной степени выраженности и относятся к кругу психосоматических, что требует тесного взаимодействия акушеров, психологов и психотерапевтов.

Учитывая описанные выше психо-эмоциональные особенности беременных, современные «школы» психопрофилактической подготовки к родам используют эклектичные методы работы. Каждая школа имеет свой неповторимый климат и традиции, но то, что их всех объединяет – это желание помочь женщине принять и освоить своё материнство, избежав физических и душевных травм, находясь в гармонии с собой и окружающим миром.

Таким образом, основными особенностями психотерапии и психопрофилактики, позволяющими выделить ее в особое направление являются обращение к семье, работа с системами «беременная-плод», а затем «мать-дитя», с возникающими при их неблагоприятном развитии нервно-психическими расстройствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Психолого-педагогические рекомендации родителям дошкольников
В дошкольном возрасте первичное осознание себя ребенком определенного пола становится сложной и относительно устойчивой системой: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным ролями, присущими полу, воспринимает себя членом социальной группы. Одной из основных частей общей си ...

Заключение.
Наша работа посвящена агрессивности детей и методами работы с ней. На наш взгляд это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом, а так же и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. Относительно персп ...

Мотивация библиотечного персонала. Анализ библиотечного коллектива
Библиотечный коллектив имеет определенные особенности, которые обусловлены, прежде всего, тем, что работа в библиотеке, в значительной мере, носит творческий, эвристический характер, в то же время – в библиотечном труде многие операции носят повторяющийся, монотонный, жестко регламентированный характер. В этом заключается противоречие б ...