История и современное состояние психопрофилактики
Страница 3

Многие выдающиеся семейные психотерапевты писали о том, что семья, ожидающая рождения ребёнка, стоит на пороге серьезных изменений, а значит, семейная система становится уязвимой, нестабильно её функционирование. Нередко такая семья становится источником психической травмы для её членов. Появление ребёнка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи, что некоторыми из них переживается весьма болезненно. C.A.Whitaker отмечал, что все трудности семейной жизни «отступают на второй план, когда на сцену выходят переживания беременности, родов, кормления младенцев до одного года»[5] (1989). S. Minuchin предупреждал, что «появление ребёнка означает появление в семье новой диссипативной структуры, что влечёт за собой сложную реорганизацию супружеского холона и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи» (1981).

Параллельно с И.З. Вельвовским в 50-х годах во Франции похожую программу практиковал доктор Фернанд Ламаз. Эта программа также базировалась на теории И.П. Павлова и быстро завоевала популярность в Европе. Ученицы доктора Ламаза – физиотерапевт Элизабет Бинг и будущая мать Марджори Кармел – использовали и активно пропагандировали его метод в Соединённых Штатах. Ими было основано Американское общество психопрофилактики в акушерстве (ASPO), которое занимается подготовкой преподавателей и обучением родителей в целях дальнейшего распространения метода психопрофилатики. Метод, подобный тому, что разрабатывали Вельвовский и Ламаз, успешно совершенствовался их последователями в течение многих лет и в настоящее время предлагает большое разнообразие техник (П.Симкин, Д. Вэлли, Э.Кепплер, 1998).

В 50-х и 60-х годах американский врач Роберт Бредли изучал и пропагандировал естественные методы родоразрешения (без излишних медикаментов и инструментальных вмешательств). Он учил свои пациенток, что «страх родов увеличивает напряжение и ведёт к усилению боли. А чем сильнее боль, тем больше страх. Таким образом, образуется порочный круг, который возможно разорвать, используя психотерапевтические методы расслабления в родах, элементы аутотренинга»[6]. Однако главным достижением Бредли было привлечение мужей к непосредственному участию в родах жены. Он основал Американскую академию мужей-инструкторов при родах (AAHCC) для подготовки преподавателей и распространения его метода.

С 60-х годов большое влияние на методы подготовки к родам во всём мире оказывает психосексуальный подход Шейлы Китсинджер – антрополога и преподавателя из Великобритании. Она рассматривает роды как серьёзное личное, сексуальное и социальное событие. Метод доктора Китсинджер делает акцент на «сознательном контроле над своим телом, новых методах расслабления и специальных приёмах дыхания»[7].

В 1960-е гг. известный детский врач, испанец Иеронимо де Могарас рассказал об интересных результатах, которые он получил, изучая три группы матерей. Первую группу составили те, кто во время беременности испытывал страх за ее исход, так как прошлые беременности закончились неудачно. Ко второй группе принадлежали женщины, отрицательно относившиеся к будущему младенцу, главным образом потому, что беременность наступила вопреки их желанию. Женщины третьей группы — те, кто хотел ребенка; период беременности проходил у них без отклонений, свойственных первой и второй группам. И дети их росли здоровыми. Младенцы же двух других групп матерей оказались очень беспокойными, плохо спали и ели. Некоторые из них подолгу надрывно кричали, создавая в доме весьма нервозную обстановку. Ранний возраст их отличался невротическими отклонениями. Конечно, было бы неправильно объяснять это только следствием того или иного отношения матери к будущему ребенку; тут может быть комплекс причин. Однако фактор родительского настроя никак нельзя сбрасывать со счетов[8].

В 70-х годах ассоциация деторождения (ICEA)подвергла критике традиционную акушерскую практику и сделала упор на более «естественных» физиологическом и психологическом подходах. Эти подходы включали в себя разрешение ходить матери во время родов и использование вертикального положения для ускорения родов (Роберто Кальдейро-Барсия и др.); естественные методы изгнания плода (Китсинджер, Кальдейро-Барсия, Джойс Робертс, Элизабет Ноубл); более тесный контакт между родителями и новорожденным (Маршал Клаус, Джон Кеннел); мягкое обращение с новорожденным (Фредерик Лебойер); акценты на эмоциональной поддержке при родах, создании домашней обстановки, возможности свободного и непринуждённого поведения матери (Мишель Оден, Гейл Петерсон, Клаус и Кеннел, Нильс Ньютон и многие другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем звене и школьная адаптация
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке мл ...

Практическая часть
Чтобы проверить выдвинутую мною гипотезу я провела ряд занятий в группе обучающихся имеющих особые образовательные потребности. В учебном плане производственного обучения по специальности швея были выбраны несколько тем, примерно одинаковых по объему и сложности преподаваемого материала. Планы уроков производственного обучения были подк ...

Социально-психологическая сторона конфликта
Конфликт - открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологиче ...