История и современное состояние психопрофилактики
Страница 4

В июле 1983 г. доктор Верни организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. А.Бертиным был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности. Т.Верни считает, что мысли, переживания, ощущения матери передаются ребенку и запоминаются им. В будущем они играют существенную роль в становлении его характера, поведения и психического благополучия. А.А.Логинов не согласен с таким выводом и считает, что нет достаточных оснований говорить о внутриутробном формировании личности в социальном смысле. Однако различные социальные факторы, влияя на мать, опосредованно влияют и на плод. Недаром народная мудрость советует женщине во время беременности быть спокойной, а окружающим — не волновать ее.

В 1971 г. в Вене ученик З.Фрейда Д.Грабен организовал Общество пре- и перинатальной психологии. В 1983 г. в Торонто состоялся Первый Американский конгресс по пре- и перинатальному воспитанию. Подобные организации продолжают возникать и развиваться в разных странах. В последние годы активность исследователей, занимающихся подобной проблематикой, увеличивается. Об этом свидетельствует, например, то, что только в 1996 г. состоялись крупные международные конференции, посвященные вопросам перинатологии: в январе (Монако), в мае (Страсбург), в июле (Тампере). Большинство ученых признает, что психика ребенка не может появиться вдруг, в момент родов, что человек появляется на свет не «чистым листом», что психические особенности матери влияют на развитие плода. Влияние на исход беременности и рождение ребенка начинается с момента зачатия. Гены матери, переданные ей родителями через ее собственное внутриутробное развитие, опасности при ее рождении, ее социальный и биологический опыт в течение младенчества, детства, юности — все это формирует базу для ее психического и физического здоровья, когда она станет взрослым человеком. Влияют и такие факторы, как место жизни, окружение, социальный и экономический статус. Все это воздействует на эмоциональную сферу матери и передается ребенку[9].

Зачатие и беременность не только приводят к физиологическим изменениям в организме матери, но и оказывают значительное влияние на ее психику, меняют характер межличностных отношений женщины с окружающей средой. Здесь особое значение приобретает поддержка, оказываемая беременным женщинам со стороны окружающих. Отмечается зависимость между наличием чувства поддержки у беременных женщин и благополучным протеканием у них беременности и родов, а также лучшим психическим развитием ребенка в дальнейшем.

Сегодня на важность междисциплинарного подхода к акушерским проблемам указывают и отечественные и зарубежные клиницисты. Речь идет о форме медицинского мышления допускающего, что не только психические заболевания, но и такие психические факторы, как отрицательные эмоции, психическое напряжение, утомление, тревога, депрессии могут являться этиологическими факторами возникновения акушерских осложнений. Необходимость психопрофилактической работы с беременными была заявлена в медицинской литературе достаточно давно, а сейчас мы можем констатировать возрастание практического спроса на такого рода психологическую помощь. Васильева В.В. отмечает, что «только в Москве в настоящее время работает 45 центров по подготовке к родам. Методики в них значительно разнятся и, к сожалению, часто они складываются на основе интуитивного представления о роли разного рода психологических воздействий или даже на основе личного опыта в родах. В одних, акцент делается на тренировку технических возможностей (дышать, расслабится), в других, напротив предлагается отказаться от какого бы то ни было сознательного контроля и «прислушаться к собственному телу», в третьих, с помощью психоанализа предлагается разрешение внутренних конфликтов (использование глубинных методов психологического воздействия в период беременности, на мой взгляд, не приемлемо). Кроме того, психологи центров часто негативно высказываются относительно методов и способов наблюдения беременной акушерами-гинекологами. Такая ситуация приводит к эскалации эмоциональной напряженности и в конечном итоге к развитию нервно-психических расстройств у беременной. Медицинские сведение относительно успешности родов показывают вполне сопоставимые результаты в группе женщин, прошедших такую специальную подготовку, и в группе «неподготовленных» женщин»[10].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Факторы, обуславливающие врожденные особенности психики
- особенности психического кода человека - особенности внутриутробного периода и процесса рождения как фактор риска в формировании первых психокомплексов - особенности темперамента ...

Удовлетворенность трудом, как социальная проблема
На разных исторических этапах развития человечества труд выступает в различных формах, которые являются показателями развития общественных отношений эпохи. Поэтому развитие человека неразрывно связано с возникновением и развитием труда, поскольку труд является одним из основных жизненных функций человека. Традиционно труд рассматривался ...

Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних
В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ, милиции, общественности не дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность? Как решать те проблемы, которые стоят пе­ред нашей страной, нашим городом или посел ...