История и современное состояние психопрофилактики
Страница 4

В июле 1983 г. доктор Верни организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. А.Бертиным был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности. Т.Верни считает, что мысли, переживания, ощущения матери передаются ребенку и запоминаются им. В будущем они играют существенную роль в становлении его характера, поведения и психического благополучия. А.А.Логинов не согласен с таким выводом и считает, что нет достаточных оснований говорить о внутриутробном формировании личности в социальном смысле. Однако различные социальные факторы, влияя на мать, опосредованно влияют и на плод. Недаром народная мудрость советует женщине во время беременности быть спокойной, а окружающим — не волновать ее.

В 1971 г. в Вене ученик З.Фрейда Д.Грабен организовал Общество пре- и перинатальной психологии. В 1983 г. в Торонто состоялся Первый Американский конгресс по пре- и перинатальному воспитанию. Подобные организации продолжают возникать и развиваться в разных странах. В последние годы активность исследователей, занимающихся подобной проблематикой, увеличивается. Об этом свидетельствует, например, то, что только в 1996 г. состоялись крупные международные конференции, посвященные вопросам перинатологии: в январе (Монако), в мае (Страсбург), в июле (Тампере). Большинство ученых признает, что психика ребенка не может появиться вдруг, в момент родов, что человек появляется на свет не «чистым листом», что психические особенности матери влияют на развитие плода. Влияние на исход беременности и рождение ребенка начинается с момента зачатия. Гены матери, переданные ей родителями через ее собственное внутриутробное развитие, опасности при ее рождении, ее социальный и биологический опыт в течение младенчества, детства, юности — все это формирует базу для ее психического и физического здоровья, когда она станет взрослым человеком. Влияют и такие факторы, как место жизни, окружение, социальный и экономический статус. Все это воздействует на эмоциональную сферу матери и передается ребенку[9].

Зачатие и беременность не только приводят к физиологическим изменениям в организме матери, но и оказывают значительное влияние на ее психику, меняют характер межличностных отношений женщины с окружающей средой. Здесь особое значение приобретает поддержка, оказываемая беременным женщинам со стороны окружающих. Отмечается зависимость между наличием чувства поддержки у беременных женщин и благополучным протеканием у них беременности и родов, а также лучшим психическим развитием ребенка в дальнейшем.

Сегодня на важность междисциплинарного подхода к акушерским проблемам указывают и отечественные и зарубежные клиницисты. Речь идет о форме медицинского мышления допускающего, что не только психические заболевания, но и такие психические факторы, как отрицательные эмоции, психическое напряжение, утомление, тревога, депрессии могут являться этиологическими факторами возникновения акушерских осложнений. Необходимость психопрофилактической работы с беременными была заявлена в медицинской литературе достаточно давно, а сейчас мы можем констатировать возрастание практического спроса на такого рода психологическую помощь. Васильева В.В. отмечает, что «только в Москве в настоящее время работает 45 центров по подготовке к родам. Методики в них значительно разнятся и, к сожалению, часто они складываются на основе интуитивного представления о роли разного рода психологических воздействий или даже на основе личного опыта в родах. В одних, акцент делается на тренировку технических возможностей (дышать, расслабится), в других, напротив предлагается отказаться от какого бы то ни было сознательного контроля и «прислушаться к собственному телу», в третьих, с помощью психоанализа предлагается разрешение внутренних конфликтов (использование глубинных методов психологического воздействия в период беременности, на мой взгляд, не приемлемо). Кроме того, психологи центров часто негативно высказываются относительно методов и способов наблюдения беременной акушерами-гинекологами. Такая ситуация приводит к эскалации эмоциональной напряженности и в конечном итоге к развитию нервно-психических расстройств у беременной. Медицинские сведение относительно успешности родов показывают вполне сопоставимые результаты в группе женщин, прошедших такую специальную подготовку, и в группе «неподготовленных» женщин»[10].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Речь как инструмент мышления
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосов ...

Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками
Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности. Необходима тщательная подготовка педагога к игре. При планировании игры следует помнить, что у дошкольников желание играть вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо ...

Занятие 9
Тема: Умники и умницы. Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы, продолжать развивать навыки позитивного социального поведения. 1. Введение Приветствие "Дружба начинается с улыбки" Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза ...