Теоретико-методологические аспекты влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих. Общая характеристика экстремальных условий труда и обитания
Страница 2

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Теоретико-методологические аспекты влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих. Общая характеристика экстремальных условий труда и обитания

В зависимости от силы и времени воздействия различных факторов внешней и внутренней среды можно создать своеобразную классификацию условий труда и обитания, выделяя оптимальные, параэкстремальные (от лат. "пара" — около), экстремальные, паратерминальные и терминальные (от лат. "терминус" — конец) условия (рис. 1).

Параэкстремальные (околоэкстремальные) условия характеризуются незначительной мобилизацией функциональных резервов, что приводит к возникновению так называемого оперативного напряжения. В отличие от напряженности, почти всегда являющейся негативным состоянием, оперативное напряжение в определенных условиях служит позитивным фактором, обеспечивающим повышение работоспособности.

В экстремальных условиях первоначально происходит падение работоспособности и снижение отдельных показателей функциональных резервов, но затем оно сменяется их общим ростом и, наконец, перераспределением. Для психологического состояния человека в этих условиях характерны дискомфорт и сильное напряжение, перерастающее в перенапряжение. В то же время выраженная мобилизация функциональных ресурсов, имеющая место в экстремальных условиях, может способствовать успешному решению имеющихся задач.

При паратерминальных условиях динамика психологических и физиологических показателей характеризуется тем, что перераспределение функциональных резервов прекращается и начинается их выраженное общее падение. Резервы организма истощаются, начинается общая астения ("истощение", в терминологии Г. Селье), развивается выраженное астено-депрессивное состояние и, если воздействие экстремальных факторов (стрессов) не прекратится, возможен переход к терминальным условиям. Переход к терминальным условиям труда и обитания при дальнейшем воздействии экстремальных факторов неизбежно ведет к летальному исходу (напоминаем, "терминус" переводится как "конец").

Рис. 1. Классификация условий жизнедеятельности

Следует отметить, что данная классификация условий обитания и деятельности относительна. Многое зависит от величины и продолжительности экстремальных воздействий, а также от меры адаптивности к ним конкретного человека. Так, нагрузка в виде кросса по пересеченной местности на 1 км за 4,5-5,0 мин для тренированного спортсмена является легкой разминкой и может быть отнесена к уровню параэкстремальных условий. В то же время для человека с ожирением, не выполнявшего физических упражнений, да еще после перенесенной ангины, такая нагрузка будет чрезвычайной и может быть отнесена к уровню паратерминальных условий деятельности или даже к терминальным условиям, чреватым летальным исходом. В связи с этим командиры подразделений должны внимательно учитывать особенности функционального состояния и уровень физической подготовленности своих подчиненных.

Вместе с тем следует отметить, что военнослужащих достаточно часто привлекают для участия в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф. Данный вид деятельности, бесспорно, является экстремальным.

Следует отметить, что военно-профессиональная деятельность на полном основании может быть отнесена к разряду экстремальных, поскольку выполнение военнослужащим своих должностных обязанностей чаще всего происходит в экстремальных условиях. Рассмотрим динамику психического состояния человека в экстремальных условиях и некоторые особенности экстремальных условий деятельности военнослужащих [20].

Страницы: 1 2 


Эффект от внедрения комплексной сказкотерапии.
1. Снижение уровня внутренней тревожности и агрессивности, повышение успеваемости, развитие позитивной коммуникации, развитие нравственных ценностей и творческих способностей у детей и подростков, взрослых. 2. Стабилизация социально-психологического климата в семьях и психолого-педагогических коллективах. 3. Создание новых учебно-разв ...

Результаты анализа данных, полученных по опроснику Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
При изучении выраженности типов тревожности был вычислены средние баллы по каждому типу тревожности у исследуемых групп. Степень различия показателей между группами определялась с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 4. Таблица № 4. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по д ...

Выводы
Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в V классе , успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в подростковом возрасте это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компе ...