Теоретико-методологические аспекты влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих. Общая характеристика экстремальных условий труда и обитания
Страница 1

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Теоретико-методологические аспекты влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих. Общая характеристика экстремальных условий труда и обитания

Под психическим состоянием понимается целостная характеристика психической деятельности в определенный период. В настоящее время существует несколько подходов к классификации психических состояний.

Н. Д. Левитов распространяет на психические состояния классификацию, принятую для психических процессов (познавательный, эмоциональный и волевой типы). В другом случае были использованы характерологические признаки: собранность — рассеянность; решительность — нерешительность; веселость — грусть и др. Существуют классификации по признакам состояний: личностные — ситуативные; более глубокие — поверхностные; продолжительные — кратковременные, более осознанные — менее осознанные и др.

Для практических целей, в аспектах прогнозирования и поддержания военно-профессиональной работоспособности, целесообразна также классификация психических состояний по параметрам:

• благоприятные для работоспособности, жизнедеятельности и, напротив, негативные состояния;

• состояния, характеризующиеся стабильностью и, напротив, — неустойчивостью, лабильностью;

• состояния, вызываемые преимущественно эмоциональными факторами или, напротив, физическими воздействиями среды обитания, деятельности.

Безусловно, все эти параметры в той или иной мере связаны между собой и зависят от различных психических процессов, психических свойств, от уровня функционального состояния, что необходимо учитывать, рассматривая проблемы их регуляции [20].

Негативные психические состояния, ведущие к снижению военно-профессиональной работоспособности, нередко бывают вызваны экстремальными условиями труда и обитания. Экстремальные условия — это условия, лежащие за пределами относительного оптимума, в котором человек комфортно себя чувствует и нормально функционирует. Оптимальные условия жизни и профессиональной деятельности не требуют особого напряжения и позволяют быстро восстанавливать функциональные резервы организма после перенесенных нагрузок. Это то, к чему человек адаптировался в процессе эволюции [22].

К экстремальным относятся ситуации, для которых характерны:

1. Различные эмоциональные воздействия, связанные с опасностью, трудностью, новизной, высокой ответственностью выполняемой деятельности, ограничением лимита времени на принятие решения и др.

2. Ситуации, сопровождающиеся опасностью массового поражения, чувством беззащитности, наличием непосредственной угрозы для жизни.

3. Чрезмерные нагрузки на психические и психомоторные процессы.

4. Чрезмерные нагрузки на речевые функции, особенно при дефиците информации.

5. Чрезмерные физические нагрузки, перенапряжение сил.

6. Воздействие значительных ускорений, вестибулярных нагрузок.

7. Режим выраженного понижения двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия).

8. Резкие перепады барометрического давления.

9. Воздействие выраженной гипервентиляции, т. е. учащения глубокого дыхания более чем на 2,5-3 мин, например при сильном эмоциональном напряжении, и возникновение при этом критического снижения количества углекислоты в альвеолярном воздухе и с другой стороны — значительное повышение содержания углекислоты в крови (гиперкапния).

10. Гипоксия — существенное понижение содержания кислорода в тканях организма.

11. Наличие во вдыхаемом воздухе различных вредоносных элементов.

12. Неблагоприятное воздействие вибрации, шумов, радиочастот.

13. Неблагоприятные воздействия различных климатических и микроклиматических факторов (жара, холод, влажность и др.).

14. Голод и жажда.

15. Сенсорная депривация и информационная изоляция.

16. Кумуляция психического напряжения, тревожность.

17. Переживание несчастья близких, их гибели.

В качестве экстремальных условий жизнедеятельности и труда могут рассматриваться также различные патологические состояния организма, выраженные неблагоприятные функциональные и психические состояния, развившиеся в итоге внешних экстремальных воздействий или же глубоких переживаний.

К экстремальным условиям относится как повышение, так и понижение того или иного фактора относительно оптимума: погибнуть можно и от жары, и от холода, негативные реакции возникают и от физического перенапряжения, и при гиподинамии (недостаточности физических нагрузок), и т. п. Экстремальные условия чаще всего проявляются в сложной профессиональной деятельности, но могут возникать и в быту. Семейные ссоры, бедность, стесненные жилищные условия, несчастья с детьми или родителями, грубость начальства — все это может явиться причиной возникновения экстремальной ситуации.

Страницы: 1 2


Алкоголизм как проблема социального общества
Алкоголизм (хронический алкоголизм) - заболевание с прогредиентным (прогрессирующим) течением, в основе которого лежит пристрастие к этиловому спирту. В социальном плане алкоголизм означает злоупотребление спиртными напитками (пьянство), приводящее к нарушению нравственных и социальных норм поведения, к нанесению ущерба собственному здо ...

Что способствует развитию агрессивности?
Рассмотрим более подробно основные аспекты жизни дошкольника, которые могут способствовать развитию агрессивности: 1. ребенок – дошкольная нагрузка; 2. ребенок – воспитатель; 3. ребенок – другие дети; 4. ребенок – семья. Дошкольная нагрузка Посещение детского сада, необходимость сидеть на занятиях, слушать воспитателя – все это дл ...

Пути коррекционной психолого-педагогической работы по устранению причин дезадаптивного поведения учащихся
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах при переходе их из начальной школы в среднюю связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в среднюю школу входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общнос ...