Введение
Страница 1

Для прохождения действительной воинской службы в ряды Вооруженных сил призывается самый здоровый контингент молодых людей нашей страны. Это предполагает несение службы не только в обычных, но и в экстремальных условиях жизнедеятельности. Современные представления о психологических и социально-психологических последствиях экстремальных воздействий на военнослужащих традиционно рассматриваются в двух основных направлениях: во-первых, с точки зрения их влияния на эффективность боевой деятельности и, во-вторых, с точки зрения сохранения психического здоровья солдат.

Каждый военнослужащий реагирует на воздействие экстремальных факторов в зависимости от своих конституциональных характеристик, различной восприимчивости к внешним, в том числе энергоинформационным воздействиям, этнической принадлежности, времени пребывания в зоне экстремальности, экологических и климатических особенностей мест постоянного проживания.

Большую роль в процессе адаптации к службе играет психологическая и психофизическая готовность, поэтому для эффективного выполнения поставленных задач в напряженных условиях жизнедеятельности формирование личности солдата не менее значимо, чем целенаправленное формирование технического мастерства и физических качеств. Психофизическая готовность определяется уровнем развития необходимых общих психических и специальных физических качеств: силы, быстроты, ловкости и выносливости, координации движений, устойчивости к нагрузкам, способности противостоять воздействию экстремальных факторов, а также развитием психомоторных способностей, позволяющих тонко регулировать количество и качество двигательных действий [20].

Несмотря на интерес военной психологии к проблеме адаптации личности к обычным и экстремальным условиям несения службы, в настоящее время отсутствует единая теория адаптации военнослужащих, что приводит к неоднозначности определения и содержания адаптационного процесса. Анализ литературы показал, что повышение адаптации в экстремальных условиях рассматривается как адаптация личности к жизнедеятельности в стрессовой ситуации, основываясь на концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье и экстремальных условий жизнедеятельности личности В.И. Лебедева. Адаптация понимается как процесс формирования психических реакций личности, системы отношений, адекватных предъявляемой средой требованиям к человеку [25].

Опираясь на системный подход в изучении взаимодействия организма с внешней средой, работы отечественных и зарубежных психологов можно понять, что адаптация - это универсальная способность человека, имеющая внешние (моторные) и внутренние (личностно-психологические) проявления, которые структурно и функционально взаимодействуют, образуя единую способность приспособления. При разных психических состояниях (в том числе и экстремальных) формируются разные психомоторные подсистемы, которые являются следствием реагирования на внешние воздействия. Психомоторика обеспечивает управление психическими процессами в напряженных условиях выполнения задач. При совершенствовании моторной регуляции деятельности формируется управление более высокого уровня, что обеспечивает адекватную саморегуляцию в межличностных отношениях и деятельности. Это указывает на возможность целенаправленного развития качественных и количественных показателей адаптивных процессов [20].

Актуальность исследования обусловлена отсутствием на сегодняшний день единой научно-обоснованной концепции психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы, которая может существенно повысить уровень успешности выполнения деятельности (эффективного выполнения боевых задач), а также сохранить здоровье наиболее полноценного мужского населения страны.

Проблема исследования обусловлена необходимостью развития экологического сознания военнослужащих в экстремальных условиях несения службы и отсутствием единой концепции адаптации. Наиболее эффективный путь преодоления данного противоречия - это изучение и обобщение особенностей психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы.

Объект исследования – социально-психологические особенности влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих.

Предметом исследования являются социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих, выражающиеся во внутреннем (личностно-психологическом) и внешнем (психомоторном) аспектах единого процесса приспособления к экстремальным условиям несения службы.

Цель работы — исследование социально-психологических особенностей экологического сознания военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях несения службы.

Страницы: 1 2


Двигательные тики. Симптомы и факторы возникновения тикозных гиперкинезов
Одним из самых частых психоневрологических расстройств детского возраста являются тикозные гиперкинезы, представляющие собой внезапные непроизвольные, насильственные, отрывистые, повторяющиеся, варьирующиеся по интенсивности движения, охватывающие различные мышечные группы. По различным литературным источникам, тики встречаются у 4-7% д ...

Психологическая характеристика следственного эксперимента.
Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко наглядно свидетельствуют о возможности иди невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает трудно. Большинство видов следственного эксперимента по своему ...

Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры.
Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения ...