Введение
Страница 1

Для прохождения действительной воинской службы в ряды Вооруженных сил призывается самый здоровый контингент молодых людей нашей страны. Это предполагает несение службы не только в обычных, но и в экстремальных условиях жизнедеятельности. Современные представления о психологических и социально-психологических последствиях экстремальных воздействий на военнослужащих традиционно рассматриваются в двух основных направлениях: во-первых, с точки зрения их влияния на эффективность боевой деятельности и, во-вторых, с точки зрения сохранения психического здоровья солдат.

Каждый военнослужащий реагирует на воздействие экстремальных факторов в зависимости от своих конституциональных характеристик, различной восприимчивости к внешним, в том числе энергоинформационным воздействиям, этнической принадлежности, времени пребывания в зоне экстремальности, экологических и климатических особенностей мест постоянного проживания.

Большую роль в процессе адаптации к службе играет психологическая и психофизическая готовность, поэтому для эффективного выполнения поставленных задач в напряженных условиях жизнедеятельности формирование личности солдата не менее значимо, чем целенаправленное формирование технического мастерства и физических качеств. Психофизическая готовность определяется уровнем развития необходимых общих психических и специальных физических качеств: силы, быстроты, ловкости и выносливости, координации движений, устойчивости к нагрузкам, способности противостоять воздействию экстремальных факторов, а также развитием психомоторных способностей, позволяющих тонко регулировать количество и качество двигательных действий [20].

Несмотря на интерес военной психологии к проблеме адаптации личности к обычным и экстремальным условиям несения службы, в настоящее время отсутствует единая теория адаптации военнослужащих, что приводит к неоднозначности определения и содержания адаптационного процесса. Анализ литературы показал, что повышение адаптации в экстремальных условиях рассматривается как адаптация личности к жизнедеятельности в стрессовой ситуации, основываясь на концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье и экстремальных условий жизнедеятельности личности В.И. Лебедева. Адаптация понимается как процесс формирования психических реакций личности, системы отношений, адекватных предъявляемой средой требованиям к человеку [25].

Опираясь на системный подход в изучении взаимодействия организма с внешней средой, работы отечественных и зарубежных психологов можно понять, что адаптация - это универсальная способность человека, имеющая внешние (моторные) и внутренние (личностно-психологические) проявления, которые структурно и функционально взаимодействуют, образуя единую способность приспособления. При разных психических состояниях (в том числе и экстремальных) формируются разные психомоторные подсистемы, которые являются следствием реагирования на внешние воздействия. Психомоторика обеспечивает управление психическими процессами в напряженных условиях выполнения задач. При совершенствовании моторной регуляции деятельности формируется управление более высокого уровня, что обеспечивает адекватную саморегуляцию в межличностных отношениях и деятельности. Это указывает на возможность целенаправленного развития качественных и количественных показателей адаптивных процессов [20].

Актуальность исследования обусловлена отсутствием на сегодняшний день единой научно-обоснованной концепции психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы, которая может существенно повысить уровень успешности выполнения деятельности (эффективного выполнения боевых задач), а также сохранить здоровье наиболее полноценного мужского населения страны.

Проблема исследования обусловлена необходимостью развития экологического сознания военнослужащих в экстремальных условиях несения службы и отсутствием единой концепции адаптации. Наиболее эффективный путь преодоления данного противоречия - это изучение и обобщение особенностей психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы.

Объект исследования – социально-психологические особенности влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих.

Предметом исследования являются социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих, выражающиеся во внутреннем (личностно-психологическом) и внешнем (психомоторном) аспектах единого процесса приспособления к экстремальным условиям несения службы.

Цель работы — исследование социально-психологических особенностей экологического сознания военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях несения службы.

Страницы: 1 2


Приложения
Приложение 1 Диагностика Интервью: Твои проблемы. (Беседа) Диагностика “Эмоционально-волевой сферы у подростков” Люшер Диагностика состояния агрессии у подростков Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, дес ...

Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю
Для оказания помощи проблемному ребенку необходимо оценить не только уровень его развития, но также и степень его дезадаптации. Выбор эффективных средств помощи детям младшего подросткового возраста, повышающих возможности их обучения и способствующих их адаптации, должен быть основан не только на четком понимании причин дезадаптации, н ...

История античной психологии.
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними. Анимизм (от лат. anima - душа) - ...