Исследовательская часть.
Страница 1

Наша работа посвящена изучению актуальных проблем (выявленных с помощью метода проективной сказки) студентов музыкального и психологического факультетов, а также сравнительному анализу сказок.

Предмет исследования: личностные проблемы студентов.

Объект исследования: студенты 2 курса факультета психологии и факультета музыкального образования Сам ГПУ (20 человек).

Гипотеза: в сочинении сказок студентами музыкального и психологического факультетов имеют место существенные различия (построение сюжета, проблемные ситуации, атрибуты, характерные для их будущей профессиональной деятельности).

Методы: тест «несуществующее животное» и проективная сказка.

Процедура исследования включала в себя следующие этапы:

1. Студентам 2 курса было предложено нарисовать несуществующее животное.

2. Затем испытуемым было предложено сочинить в письменном виде сказку о нарисованном ими несуществующем животном.

3. Полученная информация была обработана по каждому испытуемому в направлении выявления актуальных проблем, также был проведен сравнительный анализ сказок, написанных студентами психологического и музыкального факультетов.

Использование данных методик обусловлено несколькими факторами. Как мы уже убедились в предыдущей нашей работе, метод проективной сказки позволил выявить актуальные проблемы клиента, а данные, полученные с помощью теста «Несуществующее животное», стали дополнительным подтверждением нашим интерпретациям. Кроме того, многие черты характера, личности, выявленные в методике «НЖ», проявились в результате написания сказки. Следует отметить различия этих методик. Так, методика «НЖ» направлена на выявление скорее константных характеристик личности (агрессивность, инфантильность, общительность, эгоцентризм и др.). А в сказках мы обнаруживаем саму проблемную ситуацию, причину возникновения, способы ее решения.

Так как подтвердилась эффективность использования проективной сказки как диагностической методики, то должна была отпасть необходимость применения теста «НЖ». Но мы решили его использовать и в данной работе по ряду других причин. Во-первых, наглядность картинки будет стимулировать инертных испытуемых, ввиду своего дополнительного чувственного воздействия, возбуждать их воображение, во-вторых, установленная идентификация с изображенным животным, поможет нам во время интерпретации выделить персонаж, с которым идентифицирует себя испытуемый в сказке.

Тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. Но в нашей работе мы не проводили анализ рисунков студентов, так как использовали данный метод, исходя из других соображений, о которых говорилось выше. Далее следует сказать о том, что мы использовали два вида инструкции в работе с испытуемыми. Когда исследование проводилось на факультете музыкального образования, испытуемым предлагалось взять лист бумаги и карандашом нарисовать несуществующее животное, придумать ему несуществующее название. Перед тем, как проводить исследование на факультете психологии, мы решили дать маскирующую инструкцию. Это обусловлено тем, что некоторым студентам в ходе обучения стала известна данная методика, поэтому, во-первых, это могло помешать спонтанности мысли, а, во-вторых, студенты могут формально, поверхностно отнестись к работе или фальсифицировать результаты. В связи с этим им было объяснено, что данное исследование направлено на изучение творческих способностей студентов. Кроме того, по аналогии с другими методиками, использующими маскирующую инструкцию, если исследование представляется как тест способности воображения, интерес испытуемого вместе со стремлением заслужить одобрение, может настолько сосредоточить его на выполнении задачи, что он забывает свое сензитивное и необходимость защиты его от исследователя. Не сознавая этого, он высказывает определенные веши о выдуманном характере, применимые к нему самому вещи, которые он не был бы склонен признать в ответ на прямой вопрос. Как правило, испытуемый заканчивает тест в счастливом неведении, что он дал психологу то, что равнозначно рентгеновскому снимку его внутреннего "Я".

Страницы: 1 2


Человек как предмет познания
Истоки проблемы целостного и частичного описания психологии человека лежат в практике работы с человеком. В реальности межличностных отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект, во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств. Целостность человеческой практики предполагает целостность п ...

Этапы становления аддиктивного поведения
Становление аддиктивного поведения отличается ши­роким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов Становления аддиктивного поведения: 1 этап . Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или ...

Занятие 10
Тема. Что ты знаешь обо мне. Цель занятия: способствовать повышению самооценки у детей, сплочению детского коллектива, развитие навыков позитивного социального поведения. 1. Введение. Приветствие. Дети сидят в кругу, руки на коленях ладошками вверх. Педагог поворачивается к соседу слева, кладет свои ладошки на его и приветствует слов ...