Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что приведенная в данной главе классификация психодиагностических методов не является исчерпывающей. Ее можно расширить за счет использования других принципов деления методов на классы. Класс психодиагностических методов, где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (например, замаскированных фигур Уиткина). К классу методов, в которых понятие правильного или неправильного ответа не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методы.

Еще одним основанием для классификации методов может быть мера включенности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результаты эксперимента. Этот принцип позволяет разделить психодиагностические методы на следующие группы: 1) влияние психодиагноста выражено минимально, 2) влияние психодиагноста выражено максимально и 3) влияние психодиагноста выражено в средней степени (промежуточное положение между двумя полюсами). В первую группу входят тесты интеллекта, способностей, достижений, многие опросники и психофизиологические методы. В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутинной операцией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру. Вторую группу составляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив, психодиагност своими реакциями, репликами, манерой поведения может создать такие условия работы, в которых получение нужной информации будет затруднено или даже искажено. В третью группу входят многомерные опросники, опросники с открытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенности психодиагноста на этапе интерпретации полученных результатов. Психодиагностическое заключение, которое делается на основании этих методов, не свободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.

Перечень оснований для классификации психодиагностических методов может быть продолжен.

[1] Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г., с.34.

1 Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – Москва. 2005 г.

1 Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – Москва. 2005 г.

1 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – Москва. 1999 г.

1 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб: Питер. 2006 г.

1 Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г., с.42 – 43.

1 Романова Е.С. Психодиагностика. – Питер. 2006 г.


История развития психологической мысли.
Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность, попытки понять устройство и предназначение ...

Стресс и факторы, способствующие возникновению психосоматических расстройств. Понятие и возможности системы психической адаптации
Термин «адаптация» широко и по-разному применяется в различных областях науки – социальных, медицинских, биологических, психологических и др. Среди ученых наметились две группы в трактовке данного понятия, каждая из которых разделяется еще на подгруппы. Первая – рассматривает адаптацию как следствие одной отдельной функции организма ч ...

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения в период адаптации школьников к обучению в среднем звене. Адаптационная программа для учащихся пятых классов
Наша психолого-педагогическое сопровождение проводилось с учащимися 5 класса Б, так как этот класс показал низкий уровень готовности к обучению в среднем звене, что является одним из факторов затрудняющих адаптацию. Работа проводилась с детьми как индивидуально, так и в микрогруппах, которые формировались на основе сходства проблем, выя ...