Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что приведенная в данной главе классификация психодиагностических методов не является исчерпывающей. Ее можно расширить за счет использования других принципов деления методов на классы. Класс психодиагностических методов, где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (например, замаскированных фигур Уиткина). К классу методов, в которых понятие правильного или неправильного ответа не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методы.

Еще одним основанием для классификации методов может быть мера включенности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результаты эксперимента. Этот принцип позволяет разделить психодиагностические методы на следующие группы: 1) влияние психодиагноста выражено минимально, 2) влияние психодиагноста выражено максимально и 3) влияние психодиагноста выражено в средней степени (промежуточное положение между двумя полюсами). В первую группу входят тесты интеллекта, способностей, достижений, многие опросники и психофизиологические методы. В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутинной операцией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру. Вторую группу составляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив, психодиагност своими реакциями, репликами, манерой поведения может создать такие условия работы, в которых получение нужной информации будет затруднено или даже искажено. В третью группу входят многомерные опросники, опросники с открытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенности психодиагноста на этапе интерпретации полученных результатов. Психодиагностическое заключение, которое делается на основании этих методов, не свободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.

Перечень оснований для классификации психодиагностических методов может быть продолжен.

[1] Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г., с.34.

1 Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – Москва. 2005 г.

1 Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – Москва. 2005 г.

1 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – Москва. 1999 г.

1 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб: Питер. 2006 г.

1 Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г., с.42 – 43.

1 Романова Е.С. Психодиагностика. – Питер. 2006 г.


Психосоциальная помощь с подростками, совершившими правонарушения. Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения
Эффективность психосоциальной работы с подростками-правонарушителями зависит от коллектива сотрудников. Структурными звеньями являются работники различных отделов и служб, психосоциальный работник, работники общеобразовательной школы, социальный работник, профессионально-технического училища и медицинской части. Психосоциальная работа с ...

Двигательные тики. Симптомы и факторы возникновения тикозных гиперкинезов
Одним из самых частых психоневрологических расстройств детского возраста являются тикозные гиперкинезы, представляющие собой внезапные непроизвольные, насильственные, отрывистые, повторяющиеся, варьирующиеся по интенсивности движения, охватывающие различные мышечные группы. По различным литературным источникам, тики встречаются у 4-7% д ...

Заключение.
Нами было проведено исследование на факультетах психологии и музыкального образования, в котором участвовали студенты 2-го курса. Они, как уже упоминалось, рисовали несуществующее животное и сочиняли сказку о нем. В ходе проведения исследования были получены следующие результаты: a) общие черты в написании сказок студентами: - 70% исп ...