Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что приведенная в данной главе классификация психодиагностических методов не является исчерпывающей. Ее можно расширить за счет использования других принципов деления методов на классы. Класс психодиагностических методов, где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (например, замаскированных фигур Уиткина). К классу методов, в которых понятие правильного или неправильного ответа не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методы.

Еще одним основанием для классификации методов может быть мера включенности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результаты эксперимента. Этот принцип позволяет разделить психодиагностические методы на следующие группы: 1) влияние психодиагноста выражено минимально, 2) влияние психодиагноста выражено максимально и 3) влияние психодиагноста выражено в средней степени (промежуточное положение между двумя полюсами). В первую группу входят тесты интеллекта, способностей, достижений, многие опросники и психофизиологические методы. В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутинной операцией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру. Вторую группу составляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив, психодиагност своими реакциями, репликами, манерой поведения может создать такие условия работы, в которых получение нужной информации будет затруднено или даже искажено. В третью группу входят многомерные опросники, опросники с открытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенности психодиагноста на этапе интерпретации полученных результатов. Психодиагностическое заключение, которое делается на основании этих методов, не свободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.

Перечень оснований для классификации психодиагностических методов может быть продолжен.

[1] Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г., с.34.

1 Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – Москва. 2005 г.

1 Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – Москва. 2005 г.

1 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – Москва. 1999 г.

1 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб: Питер. 2006 г.

1 Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г., с.42 – 43.

1 Романова Е.С. Психодиагностика. – Питер. 2006 г.


Социальный контроль за девиантным поведением
Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи. Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы явл ...

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности.
Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздра ...

Технологии психического оздоровления
Оздоравливающий психический эффект можно получить тремя путями: - воздействием непосредственно на психику; - используя дыхательные психотехники; - работая первично с телом (так называемая телесно ориентированная психотерапия), при этом вторично оздоравливается психика. К психотехникам первого типа относятся дианетика, нейролингвисти ...