Малоформализованные методики
Страница 1

Теперь рассмотрим некоторые методы, которые включаются в понятие малоформализованная диагностика. Как уже говорилось, к числу таких приемов относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

а) метод наблюдения

Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке.

Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов. Другими словами, наблюдение как метод включает в себя цель наблюдения и схему наблюдения.

Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, - получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Для этого нужно наблюдать все, чем проявляется объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений.

Если цель наблюдения конкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим, или выбирающим. Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы.

Предметное содержание наблюдения может быть достаточно общим, широким, а может быть узким и частным.

Проводить наблюдения, преследующие узкоограниченные цели, значительно проще и легче (по сравнению с теми, где цель носит общий характер), если наблюдатель знает, в каких видах поведения, в каких видах занятий интересующие его стороны могут проявиться. Если же наблюдателю это неизвестно, потребуются специальные исследования, чтобы это выявить. К примеру, в таком случае целью наблюдения будет не личность ребенка в целом или отдельные ее стороны, а различные виды деятельности ребенка, его занятий с точки зрения их психологического состава.

Схема наблюдения. Независимо от того, какой характер носит наблюдение – поисковый или исследующий, наблюдатель должен иметь определенную программ, схему действий. Схема наблюдений включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины поведения определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению (единицы поведения), которые и есть единицы наблюдения. Единицы наблюдения могут сильно различаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения, а также по содержанию.

Способы и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер – поисковый или исследующий. Однако имеются некоторые общие требования к записи наблюдения.

1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя. Другими словами, записывать нужно только что происходило и каким образом («фотографическая запись»).

2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил.

3. Запись должна по возможности полно в соответствии с поставленной целью отражать изучаемую реальность.

При поисковом наблюдении обычно используются формы записей в виде сплошного протокола или дневника (можно прибегать к таким формам, как кино-, фото-, видеорегистрация).

Сплошной протокол представляет собой обычную форму записи без каких-либо рубрикаций. Он пишется во время наблюдения, поэтому желательно для ускорения записи использовать условные обозначения или стенографию.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
Зрительная функция осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур — зрительного анализатора и позволяет ориентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном состоянии, при ярком свете и в сумерках. Функции глаза включают центральное и периферическое зрение, светоощущение, ...

Пояснительная записка.
Основной целью программы является повышение уровня коммуникативной компетентности у подростков. Задачи: Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении. Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми. Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффект ...

Проституция
Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя - приятная, другая - скрытая, нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных "кавалерах", о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются ...