Теоретические вопросы изучения ориентировки в пространстве. Понятие
«ориентировка в пространстве» в психолого-педагогической литературеСтраница 3
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:
• постановка цели и выбор маршрута движения (направление);
• сохранение направления движения и достижение цели.
В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.
В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Далее мы рассмотрим, как происходит становление ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.