Психологические особенности опознания.
Страница 3

Информация » Психологические особенности следственных действий » Психологические особенности опознания.

Следует также учитывать, что многие признаки людей, предметов почти не поддаются словесному описанию. Указанный психологический феномен требует от следователя не спешить с выведали относительно возможности опознания по признакам, выявленным на допросе. Нередко, не сумев указать каких-либо особых примет преступника, назвав лишь 2-3 самых общих признака внешности, потерпевшие, свидетели уверено узнают его при производстве опознания. Вот почему не только с позиций закона, объективности расследования, но и с учетом психологических рекомендаций недопустим отказ от проведения опознания, если свидетели, потерпевшие не могут подробно описать объект восприятия.

Рассмотрим с психологической точки зрения некоторые опорные признаки человека.

Рост человека. Рост фигурирует в подавляющем большинстве показаний потерпевших и свидетелей. Однако точность показаний о росте, как уже отмечалось, весьма относительна. На правильность восприятия роста оказывают влияние опыт опознающего, его профессиональные навыки (например, портной, модельер, как пра­вило, более точно определяют рост преступника, модель и цвет его одежды). Они знают, что например, берет, шляпа с широкими полями делают человека на вид ниже ростом.

Возраст человека. Существуют довольно точные медико-биологические критерии возраста: морщины лица и шеи, сухость кожи. Однако и эти признаки могут быть почти незаметны для неспециалистов. Поэтому основная масса людей определяет возраст на основе менее точных и определенных признаков, ориентируется на свой житейский опыт. За основу часто принимаются такие признаки, как седина, ношение бороды, наличие лысины, полнота человека и т.д. Эти признаки весьма относительны, они могут появляться у людей раньше или позже, поддаются маскировке, изменению. Все это обусловливает необходимость тщательного анализа показаний о возрасте.

Особенности голоса и речи. Жизненный опыт, равно как и многочисленные психологические наблюдения, показывают, что надежными признаками, по которым мы узнаем людей, являются особенности их голоса и речи. В то же время хорошо известно, что большинство людей испытывают особые затруднения при описании голоса и речи. В самом деле, тембр, сила, высота, диапазон голоса легко воспринимаются слушателями, однако их очень сложно описать. Поэтому в процессе допроса целесообразно разъяснять свидетелям, потерпевшим содержание основных признаков, характеризующих голос и речь человека. Во многих случаях целесообразно прослушивание допрашиваемым записи голосов, речи различных (не имеющих отношение к данному уголовному делу) людей. Внимание допрашиваемого обращается на те или иные признаки голоса и речи. Незаменимой может оказаться фонотека голосов, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса (картавость, заикание, шепелявость, акцент, употребление диалектизмов и т.п.).

Жесты, мимика, походка. Эти признаки не менее сложны при описании. Отражая многие психологические особенности личности и прежде всего ее эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни, они обычно воспринимаются в комплексе со всеми другими признаками. Поэтому на них нужно акцентировать внимание, объяснит их значение и разновидности. Например, походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачиванием туловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки за спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т.п.; при жестикуляции человек прижимает руку к груди при заверениях и обещаниях, разводит руки в стороны при удивлении и т.д. Следователю окажут большую помощь различные справочники,таблицы, диапозитивы, фотографии и т.п. Много ошибок допускается при описании фасонов, и конструкций одежды, ее цвета, фактуры материала. Поэтому следователю целесообразно иметь альбомы с образцами.

Если в процессе допроса у следователя появляются сомнения в правильности описания тех или иных признаков, нужно задать уточняющие вопросы. При расследовании уголовного дела следователь встретился с противоречивыми показаниями потерпевших относительно признаков внешности преступника. С целью установления правильности запоминания и воспроизведения признаков преступника следователь провел проверку, потерпевшим предлагалось определить цвет различных предметов, рост, возраст прохожих, объяснить, что они понимают под "высоким" и "низким" ростом, рассказать об освещенности на месте восприятия и т.д. Оказалось, что потерпевшая низкого роста считала всех, кто выше ее, людьми высокими, другая потерпевшая в момент преступления находилась на холме, а преступник был в ложбине, и поэтому она определила его рост как низкий. Третья видела преступника все­го в течение нескольких секунд, в сумраке, поэтому ее подробные показания о приметах вызывали сомнение.

Страницы: 1 2 3 4


Занятие 11
Тема. Учимся играя Цель занятия: тренировка произвольного внимания и памяти; развитие произвольности и самоконтроля, развитие навыков позитивного социального поведения. 1. Введение. Приветствие "Комплименты". Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить. Реб ...

Рекомендации
Если говорить о наркомании в целом, то придется констатировать - поезд давно ушел. Полностью избавиться от этой проблемы мы не сможем, она давно вышла за рамки узко медицинские и стала социальной. Ни кто не задумывается, что из этого следует, а следует то, что мы можем и должны создать какие-то определенные механизмы и попытаться контро ...

Методы и организация исследования
Объект исследования: боксеры группы начальной подготовки 7–9 лет. Предмет исследования: свойства внимания у боксеров. 7–9 лет ДЮСШ №17 г. Новосибирска. Методы исследования: - Беседа. - Наблюдение. - Экспериментальный. - Тестирование. В настоящей работе мы поставили перед собой цель – изучить особенности распределения и объема вн ...