Психологические особенности опознания.Страница 3
Следует также учитывать, что многие признаки людей, предметов почти не поддаются словесному описанию. Указанный психологический феномен требует от следователя не спешить с выведали относительно возможности опознания по признакам, выявленным на допросе. Нередко, не сумев указать каких-либо особых примет преступника, назвав лишь 2-3 самых общих признака внешности, потерпевшие, свидетели уверено узнают его при производстве опознания. Вот почему не только с позиций закона, объективности расследования, но и с учетом психологических рекомендаций недопустим отказ от проведения опознания, если свидетели, потерпевшие не могут подробно описать объект восприятия.
Рассмотрим с психологической точки зрения некоторые опорные признаки человека.
Рост человека. Рост фигурирует в подавляющем большинстве показаний потерпевших и свидетелей. Однако точность показаний о росте, как уже отмечалось, весьма относительна. На правильность восприятия роста оказывают влияние опыт опознающего, его профессиональные навыки (например, портной, модельер, как правило, более точно определяют рост преступника, модель и цвет его одежды). Они знают, что например, берет, шляпа с широкими полями делают человека на вид ниже ростом.
Возраст человека. Существуют довольно точные медико-биологические критерии возраста: морщины лица и шеи, сухость кожи. Однако и эти признаки могут быть почти незаметны для неспециалистов. Поэтому основная масса людей определяет возраст на основе менее точных и определенных признаков, ориентируется на свой житейский опыт. За основу часто принимаются такие признаки, как седина, ношение бороды, наличие лысины, полнота человека и т.д. Эти признаки весьма относительны, они могут появляться у людей раньше или позже, поддаются маскировке, изменению. Все это обусловливает необходимость тщательного анализа показаний о возрасте.
Особенности голоса и речи. Жизненный опыт, равно как и многочисленные психологические наблюдения, показывают, что надежными признаками, по которым мы узнаем людей, являются особенности их голоса и речи. В то же время хорошо известно, что большинство людей испытывают особые затруднения при описании голоса и речи. В самом деле, тембр, сила, высота, диапазон голоса легко воспринимаются слушателями, однако их очень сложно описать. Поэтому в процессе допроса целесообразно разъяснять свидетелям, потерпевшим содержание основных признаков, характеризующих голос и речь человека. Во многих случаях целесообразно прослушивание допрашиваемым записи голосов, речи различных (не имеющих отношение к данному уголовному делу) людей. Внимание допрашиваемого обращается на те или иные признаки голоса и речи. Незаменимой может оказаться фонотека голосов, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса (картавость, заикание, шепелявость, акцент, употребление диалектизмов и т.п.).
Жесты, мимика, походка. Эти признаки не менее сложны при описании. Отражая многие психологические особенности личности и прежде всего ее эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни, они обычно воспринимаются в комплексе со всеми другими признаками. Поэтому на них нужно акцентировать внимание, объяснит их значение и разновидности. Например, походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачиванием туловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки за спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т.п.; при жестикуляции человек прижимает руку к груди при заверениях и обещаниях, разводит руки в стороны при удивлении и т.д. Следователю окажут большую помощь различные справочники,таблицы, диапозитивы, фотографии и т.п. Много ошибок допускается при описании фасонов, и конструкций одежды, ее цвета, фактуры материала. Поэтому следователю целесообразно иметь альбомы с образцами.
Если в процессе допроса у следователя появляются сомнения в правильности описания тех или иных признаков, нужно задать уточняющие вопросы. При расследовании уголовного дела следователь встретился с противоречивыми показаниями потерпевших относительно признаков внешности преступника. С целью установления правильности запоминания и воспроизведения признаков преступника следователь провел проверку, потерпевшим предлагалось определить цвет различных предметов, рост, возраст прохожих, объяснить, что они понимают под "высоким" и "низким" ростом, рассказать об освещенности на месте восприятия и т.д. Оказалось, что потерпевшая низкого роста считала всех, кто выше ее, людьми высокими, другая потерпевшая в момент преступления находилась на холме, а преступник был в ложбине, и поэтому она определила его рост как низкий. Третья видела преступника всего в течение нескольких секунд, в сумраке, поэтому ее подробные показания о приметах вызывали сомнение.
Критические жизненные ситуации
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разными ситуациями.
Среди множества всех этих ситуаций особо выделяются те, которые можно обозначить как критические жизненные ситуации. Под ними психологи обычно понимают значимые проблемные или трудные ситуации, требующие разрешения или преодоления; при этом имеются в виду не привычные ...
Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней
школе. Содержательная характеристика понятия «готовность к
обучению в средней школе»
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
• Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
• Новообразования младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).
• Качественн ...
Занятие 3
Цель: Развитие доверия и чуткости.
Ход занятия:
Приветствие участников и снятие напряжения Развитие доверия участников группы друг к другу.
Подведение итогов.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 уражнение.
Игра "Пересаживание по признакам"
Цель: пробудка Время проведения: 5 мин.
Все сидят в кругуСначала ведущий, а пот ...