Психологические особенности опознания.
Страница 2

Информация » Психологические особенности следственных действий » Психологические особенности опознания.

Допрашивая лиц до производства опознания, важно получить данные о субъективных факторах восприятия: эмоциональном и психофизиологическом состоянии потерпевшего, свидетеля (зрение, слух, обоняние и т.д.), его памяти, состояниях, испытываемых в момент восприятия (волнение, страх, растерянность и т.д.). Так по уголовному делу об изнасиловании показания потерпевших о росте и возрасте преступника сильно отличались друг от друга. По словам одних, преступник был низкого роста, лет 40; по словам других - высокий лет 20; третьи определяли рост преступника как средний, в возраст - в 30 лет. Анализ показал, что потерпевшие в момент восприятия находились в состоянии сильного душевного волнения, страха (преступник неожиданно нападал, закрывал им рот и нос, отчего они теряли сознание). Естественно, что такие неблагоприятные субъективные факторы значительно искажали восприятие.

Восприятие, на основе которого строится в последующем познание, зависит также от самых различных личностных (психологических и физических качеств). Можно указать на некоторые из таких зависимостей, возраст потерпевшего свидетеля способен оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица. Так несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, ребенок любого взрослого человека считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значительно старше их (на 20-25 лет) называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30-40 лет именуются "молодыми людьми".

Вообще, говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он по сравнению с другими признаками внешности человека труднее поддается точному установлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опознаваемый не старше 25 лет. Впечатление, возраст зависит от различных обстоятельств. Так, ношение старомодных очков и одежды, болезнь, усталость, плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное опреде­ление возраста человека, могут оказать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает 2-х людей разного возраста, то в показаниях они, как правило фигурируют как "старый" и "молодой", хотя действительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста, отдельные члены группы как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности (одежду, украшение, прическу, свойственные, например, людям более молодого возраста, чем воспринимаемый). Однако действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после которых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста. Ношение пожилым человеком одежды, характерной для молодых людей, будет еще больше подчеркивать его возраст.

Оценка и описание признаков другого человека обусловлены и иными индивидуальными особенностями опознающих. Так, замечено, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. Следственной практике известно немало случаев, когда потерпевший или свидетель называли преступника "высоким", в то время, когда он был среднего роста. При восприятии и опознании предмета также немалое значение имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о признаках одежды, не разбираются в названиях цветовых тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого человека: художник, фотограф - определить черты внешности: механик, водитель, автолюбитель - модель, марку, другие данные автомашины и т.д.

Следует иметь в виду, что нередко решающую роль играет способность воспринять и запомнить не отдельные признаки, а их комплекс.

В процессе допроса и последующего опознания следователю довольно часто приходится встречаться с любопытным психологическим феноменом: описание ранее виденного человека, (предмета, вещи) значительно сложнее, чем его последующее опознание. Чтобы в этом убедиться, достаточно попробовать описать признаки любого хорошо знакомого вам человека. Этим может объясняться неполнота, фрагментарность признаков опознаваемых людей и предметов в протоколах допросов опознаний. Так, несовершеннолетняя потерпевшая не смогла на допросе сколько-нибудь удовлетворительно описать возраст, внешность, одежду правонарушителя, однако сказала, что "запомнила дядю". На опознании она уверено указала на преступника.

Страницы: 1 2 3 4


Верхняя часть туловища
Многие движения верхней части туловища интерпретируются в их взаимосвязи с дыханием. Происходящее при глубоком вдохе увеличение размеров верхней части туловища приводит к нарастанию силы и предприимчивости. “Он задается” – эта фраза больше ассоциируется с хвастливы “выпячиванием груди” и напоминает “преувеличенное” воздействие в смысле ...

Выводы
Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в V классе , успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в подростковом возрасте это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компе ...

Анализ специфики образовательного учреждения, целей и задач
Цели и задачи МОУ «Гимназия № 85». Основными целями гимназии является: - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общего образования, их адаптации к жизни в обществе; - создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ; - Формирование ...