Введение
Страница 1

Достижения современной психологической науки и практики обеспечивают решение многих важных социальных задач. В настоящий момент накоплено достаточно специальных знаний, практических методик и техник для разрешения чрезвычайно актуальной, общественно значимой задачи – реабилитации военнослужащих, участвовавших в локальных войнах и военных конфликтах.

Наша выпускная квалификационная работа посвящена системе работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек». Центральным моментом практической работы с этой категорией военнослужащих является реадаптация к мирной гражданской жизни, психологическая реабилитация, которые невозможны без преодоления психологических последствий войны: посттравматического стрессового синдрома. В своей работе мы исследуем особый стресс, возникающий у человека, который пережил нечто выходящее за рамки обычных напряженных ситуаций.

Многочисленными исследованиями было установлено, что пребывание в травматических ситуациях может привести впоследствии к специфическим изменениям в психике. Но пребывание в травматических ситуациях - это только одна сторона, одна из основных причин, могущих вызвать посттравматическое стрессовое состояние.

Другая, и не менее важная, сторона связана с тем, как человек реагирует на само травматическое событие, и как он же интегрирует пережитое, то есть речь идет об уровне эмоциональной устойчивости индивида, о его личностных ресурсах, качественном своеобразии защитных психологических механизмов, наличии или отсутствии тесных эмоциональных связей с окружающими людьми, поддержки с их стороны. К числу травматических ситуаций относят участие в боевых действиях, насилие, стихийные и технологические катастрофы и тому подобное. Здесь мы говорим только об одном из видов травматических событий, а именно: участии в боевых действиях. На войне человек не только является свидетелем насилия, но и его активным участником. И то, и другое служит источником травматических переживаний. То, каким образом это отражается на психике солдата, уже давно служило предметом исследований, в основном клиницистов, а в последние десятилетия к решению этих проблем подключились и психологи.

Существенный научный вклад в исследование протекания и механизмов посттравматического стрессового расстройства – главного психологического последствия участия в боевых действиях - внесли такие видные психологи как А.Г. Караяни. Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова, Я.В. Подоляк, Н.В. Тарабрина, Б. Бадмаев, А. Столяренко и многие другие. Над этой проблемой постоянно работает психологическая служба Северо-Кавказского военного округа, местные психологические службы, чьи военные подразделения участвуют в локальных конфликтах.

Объектом нашей работы выступает организация психологической работы в войсках.

Предметом работы является процесс психологической реадаптации и реабилитации военнослужащих с ПТСР в вооруженных силах Российской Федерации.

Опыт практической работы в Вооруженных силах РФ позволил нам сформулировать ряд идей относительно психологической реабилитационной и реадаптационной работы. При формулировании проблемы исследования, мы исходили из следующих соображений:

- психологическая реабилитация и реадаптация в Вооруженных силах РФ достаточно обеспечена в научно-методическом и научно-практическом плане;

- обобщен мировой и накоплен большой российский практический опыт работы с военнослужащими с посттравматическим синдромом;

- государство затрачивает на реабилитацию и реадаптацию военнослужащих большие средства, в том числе и на подготовку специалистов-военных психологов;

- число военнослужащих с ПТСР и после реабилитации достаточно велико, что позволяет сделать вывод о наполняемости «групп социального риска», в большой степени, за счет этой категории населения.

Проблема, центральный вопрос нашего исследования можно сформулировать следующим образом: почему эффективность функционирования системы реабилитации и реадаптации остается низкой?

Такая постановка проблемы позволяет сформулировать гипотезу нашего исследования: эффективная система психологической реабилитации и реадаптации военнослужащих с ПТСР должна быть направлена на личностный рост военнослужащих.

Гипотеза данного исследования является теоретически обоснованной, но экспериментально недоказуемой, так как понятие «личностный рост» не только не операционализируется, но и не имеет четкого определения, являясь порождением гуманитарного подхода в психологии. Возможность верификации гипотезы открывается при использовании таких методов исследования как понимание, наблюдение, беседа, анализ единичного случая, обобщение и анализ практического опыта.

Страницы: 1 2


Результаты экспериментальной работы по развитию мышления у детей младшего школьного возраста
Мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами, раскрывающими их свойства и сущность. После проведения контрольного эксперимента, для осуществления которого были повторно применены: методика “Исключени ...

Замещение.
В основе замещения которого лежит перенос реакции с недоступного объекта на доступный или замена неприемлемого действия приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Замещение — это та защита, которую все люди (и взрослые, и дети) обязательно используют в повседневной жиз ...

Психосоциальная помощь с подростками, совершившими правонарушения. Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения
Эффективность психосоциальной работы с подростками-правонарушителями зависит от коллектива сотрудников. Структурными звеньями являются работники различных отделов и служб, психосоциальный работник, работники общеобразовательной школы, социальный работник, профессионально-технического училища и медицинской части. Психосоциальная работа с ...