Введение
Страница 1

Достижения современной психологической науки и практики обеспечивают решение многих важных социальных задач. В настоящий момент накоплено достаточно специальных знаний, практических методик и техник для разрешения чрезвычайно актуальной, общественно значимой задачи – реабилитации военнослужащих, участвовавших в локальных войнах и военных конфликтах.

Наша выпускная квалификационная работа посвящена системе работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек». Центральным моментом практической работы с этой категорией военнослужащих является реадаптация к мирной гражданской жизни, психологическая реабилитация, которые невозможны без преодоления психологических последствий войны: посттравматического стрессового синдрома. В своей работе мы исследуем особый стресс, возникающий у человека, который пережил нечто выходящее за рамки обычных напряженных ситуаций.

Многочисленными исследованиями было установлено, что пребывание в травматических ситуациях может привести впоследствии к специфическим изменениям в психике. Но пребывание в травматических ситуациях - это только одна сторона, одна из основных причин, могущих вызвать посттравматическое стрессовое состояние.

Другая, и не менее важная, сторона связана с тем, как человек реагирует на само травматическое событие, и как он же интегрирует пережитое, то есть речь идет об уровне эмоциональной устойчивости индивида, о его личностных ресурсах, качественном своеобразии защитных психологических механизмов, наличии или отсутствии тесных эмоциональных связей с окружающими людьми, поддержки с их стороны. К числу травматических ситуаций относят участие в боевых действиях, насилие, стихийные и технологические катастрофы и тому подобное. Здесь мы говорим только об одном из видов травматических событий, а именно: участии в боевых действиях. На войне человек не только является свидетелем насилия, но и его активным участником. И то, и другое служит источником травматических переживаний. То, каким образом это отражается на психике солдата, уже давно служило предметом исследований, в основном клиницистов, а в последние десятилетия к решению этих проблем подключились и психологи.

Существенный научный вклад в исследование протекания и механизмов посттравматического стрессового расстройства – главного психологического последствия участия в боевых действиях - внесли такие видные психологи как А.Г. Караяни. Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова, Я.В. Подоляк, Н.В. Тарабрина, Б. Бадмаев, А. Столяренко и многие другие. Над этой проблемой постоянно работает психологическая служба Северо-Кавказского военного округа, местные психологические службы, чьи военные подразделения участвуют в локальных конфликтах.

Объектом нашей работы выступает организация психологической работы в войсках.

Предметом работы является процесс психологической реадаптации и реабилитации военнослужащих с ПТСР в вооруженных силах Российской Федерации.

Опыт практической работы в Вооруженных силах РФ позволил нам сформулировать ряд идей относительно психологической реабилитационной и реадаптационной работы. При формулировании проблемы исследования, мы исходили из следующих соображений:

- психологическая реабилитация и реадаптация в Вооруженных силах РФ достаточно обеспечена в научно-методическом и научно-практическом плане;

- обобщен мировой и накоплен большой российский практический опыт работы с военнослужащими с посттравматическим синдромом;

- государство затрачивает на реабилитацию и реадаптацию военнослужащих большие средства, в том числе и на подготовку специалистов-военных психологов;

- число военнослужащих с ПТСР и после реабилитации достаточно велико, что позволяет сделать вывод о наполняемости «групп социального риска», в большой степени, за счет этой категории населения.

Проблема, центральный вопрос нашего исследования можно сформулировать следующим образом: почему эффективность функционирования системы реабилитации и реадаптации остается низкой?

Такая постановка проблемы позволяет сформулировать гипотезу нашего исследования: эффективная система психологической реабилитации и реадаптации военнослужащих с ПТСР должна быть направлена на личностный рост военнослужащих.

Гипотеза данного исследования является теоретически обоснованной, но экспериментально недоказуемой, так как понятие «личностный рост» не только не операционализируется, но и не имеет четкого определения, являясь порождением гуманитарного подхода в психологии. Возможность верификации гипотезы открывается при использовании таких методов исследования как понимание, наблюдение, беседа, анализ единичного случая, обобщение и анализ практического опыта.

Страницы: 1 2


Содержание и механизмы социализации. Стадии и институты социализации
Социализация — процесс и результат социального развития человека. Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. 1) механизм единства подражания, имитации, идентификации, 2) механизм полоролевой идентификации, 3) Механизм со ...

Анализ эмпирических результатов исследования
Исследование типа родительского отношения проводилось с помощью опросника Варги А.Я., Столина В.В. Полученные результаты отражены в таблице 1. Таблица 1 – Типы родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребенком (по методике Варга А.Я., Столин В.В.) Принятие - отвержение Кооперация Симбиоз Контроль И ...

Социально-психологическая сторона конфликта
Конфликт - открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологиче ...