Возрастные особенности детей подросткового возраста, склонных к дисгармоничному развитию личности
Страница 3

Информация » Деятельность социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе » Возрастные особенности детей подросткового возраста, склонных к дисгармоничному развитию личности

Естественно, что затруднения в процессе социальной адаптации подростка вызывают осуждение со стороны окружающих, постоянные замечания, угроза и наказания. Отрицательные отзывы о его поведении и результатах деятельности вызывают у подростка мысли о своей неполноценности, ненужности, что глубоко ранит его психику. Потребность в осознании себя и построении образа своего «я» встречает препятствие в виде отрицательных эмоциональных переживаний, блокирующих ее реализацию [53, с. 68].

Еще одной особенностью подросткового возраста является «выраженный интерес к какому-нибудь виду деятельности – хобби-реакции». Нормально развивающийся подросток всегда чем-то увлечен: техникой, спортом, музыкой, рисованием, какой-либо отраслью науки и т.п. Эти увлечения могут меняться, а могут быть очень устойчивыми, переходящими в занятия на профессиональном уровне. Роль увлечений в жизни подростка благотворна, поскольку через эти занятия он познает свои возможности и способности; лучше, чем на обязательных школьных уроках, усваивает новые знания и умения; приучается испытывать радость от процесса и результатов своей деятельности [53, с. 57].

К сожалению, далеко не все подростки имеют социально полезные, содержательные увлечения. Исходя из особенностей культурного развития всего нашего общества, «около 58% подростков не имеют» таких «увлечений, а довольствуются развлекательными видами досуга».

Помимо возрастных отклонений в развитии подростков существуют также определенные индивидуально-типологические особенности становления индивидуальности, являющиеся предпосылками формирования личностных дисгармоний [67, с. 111].

Чтобы сориентироваться в тех индивидуальных особенностях учащихся, которые могут оказаться предпосылками стойких нарушений поведения, целесообразно в каждом конкретном случае изучить систему отношений школьника к основным сферам жизни: к миру, людям и себе. В этих трех направлениях обычно проявляется намечающаяся дисгармония развития личности, эти же области социальных отношений необходимо учитывать в процессе профилактической работы. Со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников обычно начинается такое поведение, которое внушает тревогу педагогам и родителям. Вслед за прогулами отмечаются мелкое хулиганство, отнимание карманных денег у малышей, угон велосипедов и др. Такие нарушения поведения обычно характерны для подростков неустойчивого типа личности. Этим подросткам кажется, что окружающий мир – источник развлечений, увеселений, приятных сюрпризов. Погоня за удовольствиями, стремление расслабиться, забыться, переключиться – вот типичные мотивы их действий. Они всегда оказываются в плену обстоятельств, не имеют собственной линии поведения. В общении со сверстниками соглашаются на вторые роли, могут оказаться послушным орудием в асоциальной группе. Рано начинают курить. Отношение к себе зависит от случайных оценок людей, оказавшихся рядом. Внутренняя мнимая бесконфликтность, связанная с неустойчивостью интересов и привязанностей, готовностью отказаться от собственных замыслов при возникновении самых ничтожных помех на пути к цели, препятствует продуктивному развитию личности.

Приставание к иностранцам, выпрашивание у них подачек, вызывающее поведение в общественных местах, демонстративные побеги – эти формы поведения характерны для другой группы подростков, относящихся к так называемому демонстративному типу личности. Основные индивидуальные особенности таких подростков сводятся к стремлению во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Окружающий мир воспринимается как декорация, в которой разыгрывается драма уникального, до конца неоцененного «я». Обыденная «серая» жизнь с ее повседневным потоком обязанностей и забот не удовлетворяет. При первом знакомстве «демонстранты» могут очаровать непосредственностью и эмоциональностью, но при длительных контактах обнаруживается их лживость, поверхность, завистливое отношение к чужим успехам. Отношение к себе занимает большое место во внутренней жизни «демонстрантов»; они стремятся к оригинальности, непохожести на окружающих, несколько не соотнося вымышленные представления с реальными оценками окружающих людей [77, с. 15].

Страницы: 1 2 3 4


Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем звене и школьная адаптация
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке мл ...

В группе детского сада № 2 «Светлячок» города Вятские Поляны
Бабушкина Никиты Бабушкин Никита посещает детский сад с ясельной группы. Адаптационный период пережил спокойно, без трудностей. В ясельках зарекомендовал себя, как старательный, целеустремленный и дисциплинированный ребенок Перейдя в среднюю группу, произошли резкие изменения в личном отношении дошкольника. Никита стал раздражительным ...

Приложения
Приложение 1. КАРТА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ГРУППЫ РИСКА". 1. Учреждение, где проводится обследование 2. Дата: РАЗДЕЛ 0 (общие данные) 3. Пол: м/ж ФИО 4. ВозрастДата рождения 5. Адрес 6. 1 группа здоровые дети, в услов. сем. депривации 7. 2 группа дети с орган. предиспозицией,в услов. с ...