Внутренние конфликты работников и их влияние на эффективность
работыСтраница 2
Фрейд, Адлер, Юнг рассматривали конфликты личности «изнутри». Это неудивительно – ведь они были врачами. Иной подход характерен для тех психологов, которые подходили к человеку «извне» – из сферы социальной жизни (Дж. Мид, Ч. Куди). Они основали направление в психологии, называемое интеракционизмом. Интеракция – единица общения (англ. Interaction – взаимодействие).
Вполне логично, что личность выступает, прежде всего, как система ролей, которые исполняет человек в группах разной степени общности, например, гражданин, студент, игрок, внук, друг и т.п. Каждая роль имеет свой социально предписанный сценарий. Возникает опасение: не стирает ли такой подход к личности ее индивидуальные черты? Личность не погребена под этикетками шаблонных функций, потому что ее роли составляют систему. Для каждого есть наиболее важные роли, которые именуются эталонными. Через них личность реализует себя в первую очередь, с полной отдачей и серьезностью («положение обязывает»). Вокруг уже этих ролей располагаются остальные.
Уникальность личности не исчезает под гнетом шаблонных ролей, а, скорее, проявляется в вариативности их узора. Личность может соотнести логику своего поведения с логикой социальных норм и ожиданий. И вот здесь кроется источник внутриличностного конфликта.
На социальные роли в обществе наложены ограничения в сочетаемости. Личность может столкнуться с тем, что ее потребности приводят разыгрывание ролей к противоречию. Возникает ролевой конфликт – столкновение между несочетаемыми ролями.
При неблагоприятном стечении обстоятельств возможно образование нескольких конфигураций ролей значимых, эталонных, которые могут находиться в слабой согласованности и даже в конфликте. В кризисном же положении возможна смена Я-концепции («Кто Я?»). Может это будет благотворное переосмысление своей роли в обществе, возможность встать на свой истинный путь. А может и привести к психическому расстройству, шизофрении.
В большинстве зарубежных теорий внутриличностных конфликтов основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы, и понятие психологической защиты. Протекание внутриличностного конфликта связано с негативными переживаниями.
Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия, это самый популярный российский психолог на Западе. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуации, когда в поведении индивидов сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.
Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В. Мерлин, В. Мясищев, Н. Левитов, Л. Славина.
В. Мерлин говорил, что «внутриличностный конфликт – результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности. Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами и отношениями личности, то такое психическое состояние является внутриличностным конфликтом».
По Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.
Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом. Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Он протекает в форме особого ценностного переживания. Показателем внутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.
Показатели внутриличностного конфликта.
Когнитивная сфера – противоречивость образа Я, снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и ценностей, принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
Воображение
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать ...
Теоретические аспекты развития процессов мышления у детей младшего
школьного возраста с ЗПР. Особенности мышления детей
младшего школьного возраста с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР [7].
Основные клинические типы её дифференцируются по этио ...
Характеристика основных видов игр и их классификация
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет ...