Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте
Страница 2

Информация » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте

Уже на третьем году жизни сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. Мальчики делают это активнее. Сверстники влияют больше на поведение мальчиков, чем девочек. Несоответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков. В ряде исследований было показано, что мальчики, которые играют и с девочками, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем тем, кто подчиняется полоролевым стереотипам.

Одни авторы утверждают, что дети обоего пола более охотно подражают мальчикам, другие – что дети больше внимания обращают на особенности поведения, соответствующие их полу, и не проявляют интереса к неуместному для их пола поведению. Последние авторы выявили, например, что мальчики обнаруживают тенденции лучше запоминать пункты, помеченные «для мальчиков», а девочки – пункты, помеченные «для девочек». Кроме того, дети допускали характерные ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушались половые стереотипы. Например, они могли сказать, что дрова рубил мальчик, хотя это делала девочка.

Самый первый этап в процессе гендерной идентификации ребёнка суждено сыграть детской игрушке. Считается, что в 3-4 года ребёнок осознаёт неизменность своего пола и улавливает разницу в поведении и одежде между мужчинами и женщинами. Поэтому в своей игре он пытается моделировать то, что делают взрослые. Детские психологи часто отмечают тот факт, что мальчик не играет в куклы не потому, что ему это не интересно, а потому что он видит, что этого не делают его сверстники, а средства массовой информации всячески подчёркивают, что в куклы играют девочки, в машинки мальчики и т.д.

Но даже если в процессе игры дети выполняют одну и туже роль, их поведение все, же может отличаться, в зависимости от того, с кем – с мальчиком или девочкой – они имеют дело. Показательно в этом плане одно из зарубежных исследований: когда в экспериментальной обстановке 4-летним предоставляли возможность поиграть в магазин, то, превратившись в продавцов, они предлагали мальчикам купить свирепых медведей, а девочкам – пушистых котят.

Л. Кольберг считает, что формирование константной половой идентификации у ребенка продолжается в промежутки от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. [41]

К основным признакам полоролевой идентификации Т.А. Репина, Л.Е. Семенова относят выбор детьми игр и игрушек, стиль поведения, выбор партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом. [29]

Выводы 1 главы

Под половой идентичностью понимают переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологической, психологической и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. В плане гендерной психологии словосочетание гендерная идентичность означает и отождествляет себя с определенным полом и отношением к себе как к представителю определенного пола и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик.

В ходе процесса, называемого дифференциальной идентификацией, человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная идентификация использует два основных механизма – дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. Дифференциальное усиление заключается в том, что мужчин и женщин поощряют или называют в зависимости от их поведения, проявляемых интересов и т.д. О дифференциальном подражании можно говорить, когда ребенок окончательно определяется относительно своего пола и начинает с особенным вниманием наблюдать за поведением ролевых моделей одного с ним пола и подражать им. Родители – не единственные, кто участвует в процессе дифференциальной идентификации. Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение, разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др.

Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга.

Страницы: 1 2 3


Диагностика по определению подростковой ксенофобии в основной школе
Для проведения диагностики нами был изучен национальный состав 8-х классов. Данные были получены с помощью анализа государственных документов, а именно свидетельств о рождении учащихся, которые хранятся в личных учебных делах учащихся. Результаты исследования представлены в таблице 1, на диаграммах 1 и 2. Таблица 1. Национальный состав ...

Депрессивная акцентуация личности
Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Им присуща тенденция к социально-положительному и социально-отрицательному развитию в зависимости от воздействий среды и воспитания. Впервые этот термин использовал исследователь акцентуаций характера немецкий псих ...

Лабораторная работа № 7
Тема: Личность Методика: Самооценка Цель: Исследование уровня самооценки Оборудование: бланк протокола с набором качеств Порядок работы Инструкция. 1. Из предложенного перечня профессионально важных качеств выберите наиболее значимое для Вашей профессиональной деятельности и Из оставшихся 19 качеств выделите наиболее важное, на Ваш ...