Структура и свойства внимания
Страница 3

Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других подобный переход требует длительного времени и затраты значительных усилий. Предполагается, что индивидуально-типические особенности переключения внимания связаны с особенностями подвижности нервных процессов. Вместе с тем возможно повышение показателей переключения путем упражнения.

Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение. Под отвлечением понимают непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

В "помехоустойчивости", т.е. способности индивида работать сосредоточенно в условиях действия отвлекающих раздражителей, имеются значительные индивидуальные различия. Эти различия связаны, как предполагается, с силой нервной системы. Так, у лиц с сильной нервной системой при выполнении разного рода интеллектуальных задач в условиях, казалось бы, способствующих отвлечению внимания, эффективность деятельности может даже несколько повышаться. При слабой нервной системе воздействие отвлекающих раздражителей при прочих равных условиях (отношение к деятельности, мотивы и т. д.) может привести к ухудшению показателей деятельности.

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Под нарушениями внимания понимают "патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители".

Причины нарушений могут быть "внешними" и "внутренними". "Внешними" причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения с окружающими.

Виды нарушений внимания:

1. Отвлекаемость;

2. рассеянность;

3. подвижность (чрезмерная);

4. инертность;

5. сужение объема внимания, при котором человек может одновременно воспринимать только небольшое число объектов;

6. неустойчивость внимания (наблюдается при нарушении концентрации внимания);

Страницы: 1 2 3 4


Состояние парабиоза
Чрезмерные по силе, длительности или частоте психические и физиче­ские воздействия приводят к развитию тормозных состояний, которые Н. Е. Введенский назвал парабиозом («пара» — около, «биос» — жизнь). Согласно представлениям Введенского, при переходе от возбуждения к тормозному состоянию возникают парабиотические стадии. Особенностью э ...

Подавление.
Подавление — защита, проявляющаяся в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание. Поскольку в этом случае информация уже является содержанием психики, так как была воспринята и пережита, она как бы снабжается специальными метками, которые ...

Вывод
В результате проведения теоретического исследования по изучению проблемы, касающейся особенностей психологического пространства личности в юношеском возрасте, мы можем сделать вывод о том, что является наиболее частым нарушением личностных границ исходя из особенностей данного возрастного периода и действия различных социальных факторов ...