Самостоятельность и агрессивность

Ребенок стремится познать окружающий мир, он с удовольствием обучается навыкам общения с другими людьми, учится принимать правила и законы взаимодействия. Этот процесс, трудный для ребенка сам по себе, осложняется тем, что дети стремятся к самостоятельности. Понятие самостоятельности у ребенка часто выражается в желании освободиться от постоянного контроля со стороны родителей. Обычно это неприятно как для самого ребенка, так и для его родителей. Ребенок еще не умеет вести себя тактично, он начинает спорить, ссориться, раздражать взрослых. Поэтому родителям, прежде чем записывать сына или дочь в разряд агрессивных детей, следует постараться осмыслить причины такого поведения.

Дети дошкольного возраста, как правило:

· стараются адаптироваться в мире, вне семьи; они хотят подражать детям своего возраста и пола;

· хотят стать более самостоятельными, независимыми от родителей;

· они готовы тратить много времени и сил на изучение окружающего мира.

Наиболее остро этот период протекает у мальчиков. Девочки более адаптивны, послушны, старательны. Если родители приходят с жалобой на агрессивную девочку, то почти всегда причина не в возрастных особенностях, а в семейной атмосфере, где живет ребенок.

Самоутверждение ребенка доставляет много проблем родителям: мальчик может стать неряшливым, грубо выражаться, провоцировать споры. Чаще всего это вызвано желанием походить на мальчишек из соседнего двора, желанием поставить под сомнение правоту родителей.

Нередки такие ситуации: сын спрашивает родителей, как решить задание по математике. Родители (особенно отцы, которые не \вникают в новые системы обучения) начинают предлагать свои способы решения. И тут сын с радостью сообщают: «А вот и нет! Татьяна Владимировна говорит, что надо по-другому». Все это может происходить очень эмоционально и может послужить причиной конфликта. Родители обычно не готовы к тому, что их опыт и знания ребенок ставит под сомнение, и это способно вызвать раздражение обоих сторон. Детьми родительский контроль воспринимается как недоброжелательность по отношению к ним, как постоянное давление, что вызывает гнев и агрессию. Если родители не отнесутся к этому периоду с должным вниманием, то в подростковом возрасте столкнуться с отсутствием внимания со стороны ребенка. Поэтому не стоит обижаться на ребенка, если он ставит под сомнение ваши ответы, спокойно выслушайте его собственные решения и хвалите, если они верные. Ваш авторитет от этого не пострадает, важно дать ребенку шанс учиться быть взрослым.

Желание познавать и учиться может проявляться через опасные опыты: эксперименты со взрывчатыми веществами, поливание водой с балкона прохожих, интерес к асоциальным группам. Все это способно разозлить взрослых и ужесточить меры наказания, что в свою очередь приведет к конфликтам. В этих ситуациях следует четко определить правила поведения детей, оговорить вместе возможные наказания. Дети в дошкольном возрасте понимают различия между тем, что хорошо и что плохо. Они уже в состоянии контролировать и сдерживать агрессивные импульсы, знают, что такое совесть. Но им еще трудно обходится без контроля извне, они нуждаются в нем, и иногда безобразное поведение ребенка есть ничто иное, как попытка привлечь внимание родителей, чтобы те его остановили, установили определенные дозволенные рамки поведения в обществе. Попустительство взрослых в вопросах контроля приводит к ухудшению детского поведения, к возрастанию агрессивности. Передача взрослости должна происходить постепенно, одновременно с обучением ребенка брать на себя ответственность.

Ребенок учится жить в коллективе себе подобных, где должен рассчитывать на свои собственные силы, умения и способности. Если для дошкольника значение взрослого (родителя, воспитателя) очень велико, за ним основные оценки, и ему принадлежит последнее слово, то с началом школьной жизни все меняется. Ребенок сталкивается с тем, что его понятия о справедливости могут расходиться с понятиями взрослых. Часто именно несправедливые, с точки зрения ребенка, поступки родителей, учителей приводят к тому, что взрослый человек постепенно уходит с пьедестала непогрешимости. Все более значимую роль в оценках поступков, решений начинает играть мнение сверстников.

Из всего сказанного вовсе не следует, что родители уходят из числа значимых для ребенка людей. Он еще не умеет решать многие проблемы, с которыми сталкивается каждый день, и родитель очень необходим, важно его мнение, поддержка. Нужно чаще апеллировать к мнению самого ребенка, к его опыту, строить простые логические цепочки своих доказательств и т.п. Одним словом, признать право ребенка стать взрослым.

И если вы, родители, стали замечать, что ребенок приходит из детского сада очень возбудимый, грубый, отказывается выполнять ваши требования, начинает обижать младшего брата или сестру, мучить кошку, то следует внимательно присмотреться к его поведению и постараться осмыслить возможные причины. Причина может быть либо в семье, либо вне ее (садик, сверстники). Поговорите с ним, расспросите, как дела в детском саду, как сложились его отношения с воспитателями, ребятами и прочее. Правда, некоторые дети не рассказывают родителям, что происходит с ними: одни не приучены, другие не верят, что найдут понимание родителей. В таких случаях вы должны сами сходить в детский садик, поинтересоваться у воспитателей делами ребенка, его поведением, отношениями с детьми. Но следует избегать крайности: родители начинают слишком часто ходить в детский садик по любому незначительному поводу, иногда даже просят воспитателя повлиять на ребенка, чтобы решить сугубо семейную проблему. Забота о благополучии ребенка перерастает в жесткий контроль за ним. Ребенок может чувствовать себя подавленным, находиться в состоянии тревожности – все это ведет к нарастанию внутреннего напряжения. На поведенческом уровне это проявляется следующим образом: либо ребенок замыкается в себе, либо становится агрессивным. Помните: страх и агрессия всегда идут рядом.


Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека
Данные распределения психологических типов в исследуемых группах представлены в таблице № 3. Таблица № 3. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах. № п/п Название типа характера по К. Леонгарду Количество случаев в группах Экспериментальная группа Контрольная группа 1 Гипер ...

Дифференциальная психофизиология
Дифференциальная психофизиология — направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два методических подхода: сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах, и изучение изменени ...

Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация: сущность и виды
Мотивация — одно из ключевых психологических понятий, объясняющих истоки активности личности. Мотивация находит свое выражение в побуждении человека к действию, в мобилизации его внутренней энергии, в направленности его действий и поступков. Когда говорят о мотивации, то подразумевают потребности и влечения, установки и интересы, стремл ...