Системность социальных взаимоотношений и функции Я
Страница 2

Информация » Субъектный контекст Я-концепции » Системность социальных взаимоотношений и функции Я

Вообще степень гармоничности Я-концепции человека в первую очередь зависит от интеграции социальной системы, в которой он деятельно функционирует. В незрелом (экономически, демократически, социально) обществе, где групповые нормы взаимно не согласованные, отдельному гражданину тяжело интегрировать свои разнообразные Я-образы в единое целое. Когда указанные отличия чрезвычайно большие, то человек страдает от внутренних конфликтов, которые иногда приводят к распаду его личности и деградации. В психологии за аксиому принято утверждение, что каждому лицу присущий свой социокультурный опыт, свое восприятие мира и уникальная траектория развития. Но ее чувства не могут быть ни четко продиференциированные, ни стойко заданные без лингвистических символов, которыми она овладевает как персонифицированная единица социума. Благодаря упроченным реакциям и понятному стилю поведения других людей личность самоутверждает ощущение своей определенности, а ее Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянностью и ожидания положительной обратной связи со стороны окружающих.

Кажется, у психологов нет сомнения: все то, что делает или не делает человек, большой мерой обусловленное ее концепцией самого себя. А это означает, что каждый привязан к определенному шаблону коллективной жизни через самоопределение. Свои импульсы и стимулы люди сдерживают для того, чтобы действовать соответственно стандартам поведения, установленных для себя. Отсюда Я-концепция - это гармоническая совокупность значений, которая формируется в процессе участия в общественных действиях людей. Сознательное поведение - не только проявление того, какое лицо на самом деле, а и результат его представлений о самом себе, который создался на основании систематического отношения к ней окружающих.

У взрослых людей имеется многогранно осложненное определение собственного Я, поскольку оно выполняет такие важные функции. Первая –менеджеріальна - дает информацию о наших взаимоотношениях с физическим и социальным миром, служит причиной нашего поведения и обеспечивает планирование будущих действий. Вторая - организационно направляет Я, поскольку оно формирует Я-схемы, с помощью которых мы интерпретируем и припоминаем информацию о самых себе и социальном мире. Третья функция Я - эмоциональная, благодаря которой есть возможность охарактеризовать наши аффективные реакции.

Итак, развитие Я-концепции каждого человека способствует еще и функционально и таким образом регулирует нашу деятельность, ситуативно определяя ощущение, мысли, волевые действия и поведенческие акты.

Страницы: 1 2 


Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии
Целостное динамическое состояние объекта, состояние готовности к определенной активности. Это состояние обусловливается факторами потребности субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возник ...

Психология развития ребенка в дошкольном возрасте
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, ...

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Эрик Эриксон , ученик Фрейда, создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психо - сексуального развития. Теория Эриксона – это теория психо - социального развития, она включает восемь стадий развития “Я”, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Эриксон отмечал, что изучени ...