Системность социальных взаимоотношений и функции Я
Страница 2

Информация » Субъектный контекст Я-концепции » Системность социальных взаимоотношений и функции Я

Вообще степень гармоничности Я-концепции человека в первую очередь зависит от интеграции социальной системы, в которой он деятельно функционирует. В незрелом (экономически, демократически, социально) обществе, где групповые нормы взаимно не согласованные, отдельному гражданину тяжело интегрировать свои разнообразные Я-образы в единое целое. Когда указанные отличия чрезвычайно большие, то человек страдает от внутренних конфликтов, которые иногда приводят к распаду его личности и деградации. В психологии за аксиому принято утверждение, что каждому лицу присущий свой социокультурный опыт, свое восприятие мира и уникальная траектория развития. Но ее чувства не могут быть ни четко продиференциированные, ни стойко заданные без лингвистических символов, которыми она овладевает как персонифицированная единица социума. Благодаря упроченным реакциям и понятному стилю поведения других людей личность самоутверждает ощущение своей определенности, а ее Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянностью и ожидания положительной обратной связи со стороны окружающих.

Кажется, у психологов нет сомнения: все то, что делает или не делает человек, большой мерой обусловленное ее концепцией самого себя. А это означает, что каждый привязан к определенному шаблону коллективной жизни через самоопределение. Свои импульсы и стимулы люди сдерживают для того, чтобы действовать соответственно стандартам поведения, установленных для себя. Отсюда Я-концепция - это гармоническая совокупность значений, которая формируется в процессе участия в общественных действиях людей. Сознательное поведение - не только проявление того, какое лицо на самом деле, а и результат его представлений о самом себе, который создался на основании систематического отношения к ней окружающих.

У взрослых людей имеется многогранно осложненное определение собственного Я, поскольку оно выполняет такие важные функции. Первая –менеджеріальна - дает информацию о наших взаимоотношениях с физическим и социальным миром, служит причиной нашего поведения и обеспечивает планирование будущих действий. Вторая - организационно направляет Я, поскольку оно формирует Я-схемы, с помощью которых мы интерпретируем и припоминаем информацию о самых себе и социальном мире. Третья функция Я - эмоциональная, благодаря которой есть возможность охарактеризовать наши аффективные реакции.

Итак, развитие Я-концепции каждого человека способствует еще и функционально и таким образом регулирует нашу деятельность, ситуативно определяя ощущение, мысли, волевые действия и поведенческие акты.

Страницы: 1 2 


Психология манипуляции. Манипуляция на уровне психических процессов
В том искусственном мире культуры, который окружает человека, выделяется особый мир слов – логосфера. Он включает в себя язык как средство общения и все формы «вербального мышления», в котором мысли облекаются в слова. Язык как система понятий, в которых человек воспринимает мир и общество, есть самое главное средство подчинения. В куль ...

Результаты экспериментальной работы по развитию мышления у детей младшего школьного возраста
Мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами, раскрывающими их свойства и сущность. После проведения контрольного эксперимента, для осуществления которого были повторно применены: методика “Исключени ...

Введение.
Управление библиотеками в условиях перехода к рыночным отношениям, развития инициативной хозяйственной деятельности потребовало формирование новых требований к руководителям библиотечных коллективов. Совершенствуются инновационные методы управления библиотекой. В библиотечную практику вошли новые направления управленческой деятельности ...