Системность социальных взаимоотношений и функции Я
Страница 2

Информация » Субъектный контекст Я-концепции » Системность социальных взаимоотношений и функции Я

Вообще степень гармоничности Я-концепции человека в первую очередь зависит от интеграции социальной системы, в которой он деятельно функционирует. В незрелом (экономически, демократически, социально) обществе, где групповые нормы взаимно не согласованные, отдельному гражданину тяжело интегрировать свои разнообразные Я-образы в единое целое. Когда указанные отличия чрезвычайно большие, то человек страдает от внутренних конфликтов, которые иногда приводят к распаду его личности и деградации. В психологии за аксиому принято утверждение, что каждому лицу присущий свой социокультурный опыт, свое восприятие мира и уникальная траектория развития. Но ее чувства не могут быть ни четко продиференциированные, ни стойко заданные без лингвистических символов, которыми она овладевает как персонифицированная единица социума. Благодаря упроченным реакциям и понятному стилю поведения других людей личность самоутверждает ощущение своей определенности, а ее Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянностью и ожидания положительной обратной связи со стороны окружающих.

Кажется, у психологов нет сомнения: все то, что делает или не делает человек, большой мерой обусловленное ее концепцией самого себя. А это означает, что каждый привязан к определенному шаблону коллективной жизни через самоопределение. Свои импульсы и стимулы люди сдерживают для того, чтобы действовать соответственно стандартам поведения, установленных для себя. Отсюда Я-концепция - это гармоническая совокупность значений, которая формируется в процессе участия в общественных действиях людей. Сознательное поведение - не только проявление того, какое лицо на самом деле, а и результат его представлений о самом себе, который создался на основании систематического отношения к ней окружающих.

У взрослых людей имеется многогранно осложненное определение собственного Я, поскольку оно выполняет такие важные функции. Первая –менеджеріальна - дает информацию о наших взаимоотношениях с физическим и социальным миром, служит причиной нашего поведения и обеспечивает планирование будущих действий. Вторая - организационно направляет Я, поскольку оно формирует Я-схемы, с помощью которых мы интерпретируем и припоминаем информацию о самых себе и социальном мире. Третья функция Я - эмоциональная, благодаря которой есть возможность охарактеризовать наши аффективные реакции.

Итак, развитие Я-концепции каждого человека способствует еще и функционально и таким образом регулирует нашу деятельность, ситуативно определяя ощущение, мысли, волевые действия и поведенческие акты.

Страницы: 1 2 


Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка младшего школьного возраста и младшего подростка
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собст ...

Корреляционный анализ данных в экспериментальной и контрольной группах
Корреляционные связи между показателями, полученными при анализе данных в экспериментальной и контрольной группах, рассчитывались с помощью коэффициента корреляции Спирмена (R). ...

Прикладные проблемы и практические решения социальной психологии
Проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни, проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок, конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности, принятие ...