Системность социальных взаимоотношений и функции Я
Страница 2

Информация » Субъектный контекст Я-концепции » Системность социальных взаимоотношений и функции Я

Вообще степень гармоничности Я-концепции человека в первую очередь зависит от интеграции социальной системы, в которой он деятельно функционирует. В незрелом (экономически, демократически, социально) обществе, где групповые нормы взаимно не согласованные, отдельному гражданину тяжело интегрировать свои разнообразные Я-образы в единое целое. Когда указанные отличия чрезвычайно большие, то человек страдает от внутренних конфликтов, которые иногда приводят к распаду его личности и деградации. В психологии за аксиому принято утверждение, что каждому лицу присущий свой социокультурный опыт, свое восприятие мира и уникальная траектория развития. Но ее чувства не могут быть ни четко продиференциированные, ни стойко заданные без лингвистических символов, которыми она овладевает как персонифицированная единица социума. Благодаря упроченным реакциям и понятному стилю поведения других людей личность самоутверждает ощущение своей определенности, а ее Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянностью и ожидания положительной обратной связи со стороны окружающих.

Кажется, у психологов нет сомнения: все то, что делает или не делает человек, большой мерой обусловленное ее концепцией самого себя. А это означает, что каждый привязан к определенному шаблону коллективной жизни через самоопределение. Свои импульсы и стимулы люди сдерживают для того, чтобы действовать соответственно стандартам поведения, установленных для себя. Отсюда Я-концепция - это гармоническая совокупность значений, которая формируется в процессе участия в общественных действиях людей. Сознательное поведение - не только проявление того, какое лицо на самом деле, а и результат его представлений о самом себе, который создался на основании систематического отношения к ней окружающих.

У взрослых людей имеется многогранно осложненное определение собственного Я, поскольку оно выполняет такие важные функции. Первая –менеджеріальна - дает информацию о наших взаимоотношениях с физическим и социальным миром, служит причиной нашего поведения и обеспечивает планирование будущих действий. Вторая - организационно направляет Я, поскольку оно формирует Я-схемы, с помощью которых мы интерпретируем и припоминаем информацию о самых себе и социальном мире. Третья функция Я - эмоциональная, благодаря которой есть возможность охарактеризовать наши аффективные реакции.

Итак, развитие Я-концепции каждого человека способствует еще и функционально и таким образом регулирует нашу деятельность, ситуативно определяя ощущение, мысли, волевые действия и поведенческие акты.

Страницы: 1 2 


Особенности психологического здоровья в дошкольном учреждении. Развитие психологического здоровья у детей в дошкольных учреждениях
Детские дошкольные учреждения являются важнейшим звеном формирования всесторонне развитой личности. Неотъемлемой частью всесторонности с древнейших времен считается хорошее физическое развитие, и поэтому именно в детском саду должна быть заложена правильная и прочная основа физического развития детей. Физическое воспитание в детском сад ...

Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми подросткового возраста и их родителями. Для организации эффективной работы по формированию толерантного поведения и его развитию у учащихся социальному педагогу нужно: – знать теоретические основы социальной п ...

Развитие внимание в онтогенезе
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное. Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. ...