ВведениеСтраница 2
Несмотря на то, что в наши дни идеи классического психоанализа уже не столь популярны в психологическом сообществе, как в прежние времена, необходимо признать, что представления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основные направления изучения тревожности. Проблема тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма.
В работах Хорни особый акцент делается на роль неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, он оценивает тревогу, как основное противодействие этой тенденции. Наиболее значимым в работах Хорни представляется именно выделение неудовлетворения потребности в межличностной безопасности, надежности как основного источника тревожности - прежде всего для детей.
Э. Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем разрешения этой ситуации он считал самые различные формы любви между людьми. Недаром одним из первых в своей книге "Искусство любви" он назвал "Любовь - разрешение проблемы человеческого существования".
Существенное влияние на изучение тревожности оказала "концепция влечения" К.Л. Халла. Она легла в основу работ по тревожности, относящихся и к социальной школе научения, являющейся попыткой синтеза бихевиоризма и психоанализа, и к относящимся к другому крылу теории научения исследованиям
Р. Спенс и Дж. Тейлор. Последняя рассматривала тревожность (отличая ее от страха) как приобретенное влечение, имеющее стойкий характер. Дж.Тейлор была разработана так называемая Шкала проявлений тревожности для диагностики индивидуальных различий в предрасположенности к переживанию тревожности, получившая широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране.
В сфере акушерских и гинекологических состояний и патологии психические факторы имеют особое значение при беременности, бесплодии, различных доброкачественных опухолях, при которых требуется оперативное вмешательство и др. Именно при перечисленных состояниях и процессах отмечается тесное переплетение психологических и акушерско-гинекологических факторов. Психическое состояние женщин имеет специфические особенности, отличающиеся от типичных реакций мужчин на заболевания иных сфер.
Проблема тревожности у женщин, которым необходимо оперативное лечение имеющихся гинекологических заболеваний, мало изучена как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Поэтому, опираясь на имеющиеся данные в медицинской и психологической литературе, мы проведем исследование тревожного состояния пациенток в предоперационный период.
Цель исследования: изучить тревожное состояние женщин с гинекологическими заболеваниями, требующими оперативного вмешательства.
Гипотеза: тревожное состояние женщин с гинекологическими заболеваниями, требующими абдоминального оперативного вмешательства, имеет свои особенности при различных видах хирургического доступа (лапаротомный и лапароскопический):
- депрессия при лапаротомии выше, чем при лапароскопии;
- тревожность (личностная и реактивная) выше при лапаротомном хирургическом доступе, чем у пациенток с лапароскопическим хирургическим доступом;
- настроение, активность, самочувствие ниже у пациенток с лапаротомным доступом оперативного вмешательства, чем у пациенток с лапароскопическим хирургическим доступом.
Характеристика типов темперамента и уровня личностной тревожности
Полученные результаты по опросникам Г. Айзенка и Спилбергера представлены в таблице 4.
Таблица 4
Тип темперамента и уровень личностной тревожности испытуемых
курс
Свойство
Пол
Э
Н
И
ЛТ
1
М
n=7
11.86±
1.42
12.71±
1.7
2.571±
0.39
44.29±
2.97
Ж
n=35
12.4±
0.62
13.83±
0.73
2.48 ...
Теоретические аспекты развития процессов мышления у детей младшего
школьного возраста с ЗПР. Особенности мышления детей
младшего школьного возраста с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР [7].
Основные клинические типы её дифференцируются по этио ...
Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представл ...