Введение

Известный американский социальный психолог Эллиот Аронсон назвал одну из своих книг "Общественное животное". На первый взгляд, звучит немного комично, но каждый прочитавший название понимает, что речь идет о человеке, и что человек может стать человеком только в процессе общения с другими людьми. В момент рождения на свет человек вступает в межличностные отношения, и этот контакт продолжается всю его жизнь. И от того, насколько этот контакт будет успешен и эффективен, зависит психологическое состояние человека, его возможность адаптироваться в обществе и коллективе, найти друзей, создать семью, воспитать своих детей и чувствовать себя счастливым. Ожидания являются одной из важных составляющих межличностных отношений: наш взгляд на других людей и взаимоотношения с ними проходит через призму ожиданий. А так как зачастую ожидания носят неосознаваемый характер, мы можем видеть очень искаженное отражение реальности и верить в него, что в последствии приводит к разочарованиям. Таким образом, значимость рассмотрения данной темы для общества заключается в том, что адекватное восприятие людей и складывающихся с ними отношений позволяет строить эти отношения более эффективно, бесконфликтно, и улучшить качество нашей жизни.

Что мы понимаем под понятием "межличностные отношения" и "ожидания"? Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Важным компонентом межличностных отношений являются ожидания. Ожидания – это готовность, предрасположенность личности к оценке поведения и ситуации в соответствии с ее собственными взглядами и мировозрением, обусловленными предыдущим опытом.

Феномен ожиданий мало исследован в психологии. Упоминание о нем является фрагментарными, неупорядоченными, имеются разные взгляды (З.Фрейд, Р.Берн, Р.Мертон, Тоффлер и др.) Поэтому целью данной работы является изучение теоретического материала по исследованию феномена ожидания.

Таким образом, предметом данной работы является феномен ожидания.

В изучении данной темы поставленны такие задачи:

1. дать определение феномену ожидания;

2. изучить наработки и исследования ожидания в психологии на данный момент;

3. определить значение ожиданий в системе межличностных отношений.

Эта работа является попыткой обобщить научные материалы по поводу исследований ожиданий как психологического феномена межличностных отношений.


Особенности организации психолого-педагогического сопровождения в период адаптации школьников к обучению в среднем звене. Адаптационная программа для учащихся пятых классов
Наша психолого-педагогическое сопровождение проводилось с учащимися 5 класса Б, так как этот класс показал низкий уровень готовности к обучению в среднем звене, что является одним из факторов затрудняющих адаптацию. Работа проводилась с детьми как индивидуально, так и в микрогруппах, которые формировались на основе сходства проблем, выя ...

Понятие аддиктивного поведения
Для определения аддиктивного поведения требуется рассмотреть такие термины как поведенческая норма, поведенческая патология и девиантное поведение. Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответству­ет понятиям поведенческой нормы. Норма же (по мнению К.К. Платонова) - это явление группового сознания в виде разделяемых групп ...

Здоровый образ жизни и его составляющие
1. Рациональное питание. Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно с ...