Двигательные тики. Симптомы и факторы возникновения тикозных гиперкинезов
Страница 1

Одним из самых частых психоневрологических расстройств детского возраста являются тикозные гиперкинезы, представляющие собой внезапные непроизвольные, насильственные, отрывистые, повторяющиеся, варьирующиеся по интенсивности движения, охватывающие различные мышечные группы. По различным литературным источникам, тики встречаются у 4-7% детей. [21]

При возникновении двигательных тиков важную роль играют генетические и иммунные механизмы, перинатальная патология (патология развития ребенка за пару недель до и после рождения), а также психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.

В 90% случаев тики начинаются в возрасте от 3 до15 лет.[22] Наиболее часто они появляются в 6-8 лет и могут учащаться в переходном от раннего детского к подростковому периоде. Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что в 8,5% случаев заболевание появилось после первых дней пребывания в школе («тики первого сентября»). Поход ребенка в школу совпадает с четвертым возрастным кризисом - кризисом 7-ми лет[23]. Распространенной стрессовой ситуацией, требующей адаптации ребенка является смена коллектива, необходимость привыкать к новым обстановке и видам деятельности, переход из детского сада в школу, или из одной школы в другую.

Заболевание достигает своего апогея в возрасте 10 лет.[24] В 50% случаев тики исчезают к 14 годам. Они могут появиться и в зрелом возрасте, хотя пpи этом в анамнезе (опросе пациента об истории его заболевания и жизни) часто имеются указания на эпизоды заболевания в детстве. Сpеди больных с тиками в 4-6 pаз преобладают лица мужского пола.

Тики значительно усиливаются под влиянием эмоциональных стимулов - тревоги, страха, смущения. Заболевание носит волнообразный характер с периодами улучшения и обострения. У детей, например, период улучшения может наблюдаться во время каникул.

Отличительной чертой тиков является их непреодолимый характер. По словам пациентов: «Пытаться предотвратить появление тиков - все равно, что пытаться прервать чихание». Любая попытка подавить их усилием воли всегда приводит к увеличению напряжения и беспокойства, а насильственное осуществление желаемой двигательной реакции приносит моментальное облегчение.

Тики у детей классифицируются в зависимости от этиологии (первичные, вторичные, криптогенные), клинических проявлений (локальный, распространенный, генерализованный – синдром Туретта – таблица 2), тяжести (единичные, серийные статусные), течения (транзиторное, реметирующее, стационарное) и стадии.

Вторичные тики связаны с приемом лекарственных препаратов (противоэпилептических средств, нейролептиков и других антидофаминергических препаратов, препаратов леводопы, психостимуляторов), энцефалитами, сосудистыми заболеваниями, отравление угарным газом, родовой патологией.

По частоте, тики идут в порядке убывания от верхней части лица к нижним конечностям, причем, наиболее распространенным является моргание, затем следуют тики нижней части лица, шеи и плеч и далее – туловища.

Таблица 2

Семиотика двигательных тиков

Типы тиков/симптомы тика в процентном соотношении

Локальный тик

Распространенный тик

Синдром Туррета

Учащенное мигание

69

54

70

Зажмуривание

6

19

24

Заведение взора

24

43

Подергивание угла рта

6

30

22

Движение крыльев носа

12

22

17

Поворот головы

38

49

Наклон головы вперед

6

24

33

30

Движение плеча вверх

назад

6

43

37

17

Сгибание-разгибание рук

пальцев

-

8

33

Разгибание туловища

-

-

9

Вздрагивания

-

-

13

Подпрыгивания, приседания

-

-

38

Страницы: 1 2


Признаки аддикции от азартных игр
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд при­знаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся следующие: 1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, про­водимого в игре. 2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преоблад ...

Мотивы педагогической деятельности в исследованиях отечественных психологов
Мотивы поступления в педагогический вуз и выбора профессии педагога разнообразны, причем некоторые из них не соответствуют педагогической деятельности. Это обстоятельство давно беспокоит педагогическую общественность и вузы. По данным многих опросов только от 30 до 45% поступивших в педагогические вузы положительно относятся к профессии ...

Разработка и апробация методики.
В начале нашей работы над разработкой методики мы собирали диагностический материал, который позволил бы нам выявить агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики: Первый метод – это тест «несуществующего животного». Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985г. Испытуемому в этой методике пре ...