Введение
Страница 1

Актуальность исследования особенностей адаптации при переходе из начальной в среднюю школу обусловлена сложностью социальной ситуации взросления современного школьника. Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили противоречия формирования личности. Современные условия жизни требуют не столько «приноравливания», «приспособления», сколько развития личности, обогащения ее индивидуальности. В связи с этим положительный опыт адаптации, приобретаемый школьником на разных возрастных этапах развития, делает его более подготовленным к решению личностных проблем в изменяющемся социуме.

С позиции онтогенетического подхода к исследованию процесса адаптации особое значение приобретает период перехода от одного возрастного этапа к другому, позволяющие изучать кризисные переломные моменты формирования личности, когда происходит резкое изменение социальной ситуации развития. Адаптация является динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем, обеспечивает возрастное развитие [1, с. 8]. В связи с этим заслуживает внимания исследование процесса адаптации в переходный период жизнедеятельности из начальной школы в основную. В это время школьники испытывают трудности адаптации к внешним усложняющим условиям учебной деятельности, к более широкому свободному кругу общения со сверстниками, причем одновременно растут противоречия и трудности становления самооценки, самосознания и формирования образа «Я». Создание благоприятных педагогических условий для преодоления школьниками затруднений адаптации в обозначенный переходный период обеспечивает единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность развития личности на возрастном рубеже к подростковому возрасту. Переход из начальной школы в среднюю может не только обострить все прежние проблемы детей, как явные, так и скрытые от внимания педагогов и родителей, но и спровоцировать появление новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе. От того, насколько своевременно будут решены возникающие проблемы, во многом зависит дальнейшее развитие личности школьника.

Актуальность изучаемой нами проблемы определена также противоречием между потребностью педагогической практики в разрешении трудностей адаптационного характера при переходе из начальной в основную школу и недостаточной разработанностью этой проблемы в научной литературе.

Цель работы заключается в изучении особенностей адаптации младшего школьника в среднюю школу, раскрытии способов сопровождения школьников в период адаптации.

Предметом исследования являются механизмы, закономерности адаптации как психологического явления, факторы, способствующие легкой (безболезненной) адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено, специфика организации сопровождения школьников в период адаптации.

Объект исследования – учащиеся 5-х классов в количестве 18 человек, испытывающие трудности в адаптации.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: «Положительная динамика школьной мотивации, обуславливающая формирование психологической готовности к обучению в средней школе, является условием адаптации младшего школьника к обучению в средней школе».

Страницы: 1 2


Дисгармоничность характера подростков. Понятие об акцентуациях характера
Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. В психологии понятие характер, означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы п ...

Этапы становления аддиктивного поведения
Становление аддиктивного поведения отличается ши­роким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов Становления аддиктивного поведения: 1 этап . Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или ...

Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека В. С. Мухина классифицирует следующим образом: ü Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы, которые человек ...