Введение
Страница 1

Актуальность исследования особенностей адаптации при переходе из начальной в среднюю школу обусловлена сложностью социальной ситуации взросления современного школьника. Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили противоречия формирования личности. Современные условия жизни требуют не столько «приноравливания», «приспособления», сколько развития личности, обогащения ее индивидуальности. В связи с этим положительный опыт адаптации, приобретаемый школьником на разных возрастных этапах развития, делает его более подготовленным к решению личностных проблем в изменяющемся социуме.

С позиции онтогенетического подхода к исследованию процесса адаптации особое значение приобретает период перехода от одного возрастного этапа к другому, позволяющие изучать кризисные переломные моменты формирования личности, когда происходит резкое изменение социальной ситуации развития. Адаптация является динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем, обеспечивает возрастное развитие [1, с. 8]. В связи с этим заслуживает внимания исследование процесса адаптации в переходный период жизнедеятельности из начальной школы в основную. В это время школьники испытывают трудности адаптации к внешним усложняющим условиям учебной деятельности, к более широкому свободному кругу общения со сверстниками, причем одновременно растут противоречия и трудности становления самооценки, самосознания и формирования образа «Я». Создание благоприятных педагогических условий для преодоления школьниками затруднений адаптации в обозначенный переходный период обеспечивает единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность развития личности на возрастном рубеже к подростковому возрасту. Переход из начальной школы в среднюю может не только обострить все прежние проблемы детей, как явные, так и скрытые от внимания педагогов и родителей, но и спровоцировать появление новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе. От того, насколько своевременно будут решены возникающие проблемы, во многом зависит дальнейшее развитие личности школьника.

Актуальность изучаемой нами проблемы определена также противоречием между потребностью педагогической практики в разрешении трудностей адаптационного характера при переходе из начальной в основную школу и недостаточной разработанностью этой проблемы в научной литературе.

Цель работы заключается в изучении особенностей адаптации младшего школьника в среднюю школу, раскрытии способов сопровождения школьников в период адаптации.

Предметом исследования являются механизмы, закономерности адаптации как психологического явления, факторы, способствующие легкой (безболезненной) адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено, специфика организации сопровождения школьников в период адаптации.

Объект исследования – учащиеся 5-х классов в количестве 18 человек, испытывающие трудности в адаптации.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: «Положительная динамика школьной мотивации, обуславливающая формирование психологической готовности к обучению в средней школе, является условием адаптации младшего школьника к обучению в средней школе».

Страницы: 1 2


Результаты экспериментальной работы по развитию мышления у детей младшего школьного возраста
Мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами, раскрывающими их свойства и сущность. После проведения контрольного эксперимента, для осуществления которого были повторно применены: методика “Исключени ...

Дифференциальная психофизиология
Дифференциальная психофизиология — направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два методических подхода: сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах, и изучение изменени ...

Определение влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих
Для того, чтобы проверить гипотезу, поставленную в данном исследовании, необходимо использовать математический метод корреляции Пирсона который позволяет определить взаимосвязь между различными исследуемыми признаками, проведенными на одной и той же выборке. Таблица 9. Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе Ш ...