Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми
Страница 2

Информация » Самосознание и самооценка личности » Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми

В «Я-концепции» запрограммировано, каким должно быть поведение человека. «Я-концепция»

— это представление о «Я», которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. «Я-концепция» дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем «Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое «Я».

Однако если в моем «Я» жестко записано, что я «беспощадный и сильный», то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.

Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией»

и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между «Я-концепцией» и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление «Я-концепции» настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.

Слишком жесткая структура «Я-концепции»

вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни.

С другой стороны, слишком слабая «Я-концепция делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассогласование между «Я-концепцией» и реальным поведением.

Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их быстро. Их жесткая структура не может «гнуться» и изменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый.

В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между «Я-концепцней» и реальным поведением, эта «Я-концепция» настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой.

Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».

«Образ Я»

– одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение. [Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 161 с.]

Вопрос об истинности «образа Я» правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.

Страницы: 1 2 


Общественные и межличностные отношения
Общественные отношения носят безличный характер. Их сущность не во взаимодействии личностей, а во взаимодействии конкретных ролей. Отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения занимаемого каждым в системе общества. Эти отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными г ...

Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса
В переводе с английского слово «стресс» означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется «дистрессом», положительные эмоции – «эустрессом»[7]. В 1936 году в журнале «Nature» канадский физиолог Ганс Селье опубликовал короткое сообщение под назван ...

Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
Долгое время существовали различия между отечественным подходом к проблеме (стиля деятельности, активности) и зарубежным (когнитивного стиля руководства и лидерства). Если в отечественной науке изучение стиля деятельности проводилось на основе деятельностного подхода, то в зарубежной психологии это было связано с личностными факторами в ...