Заключение
Страница 1

Для современного специалиста необходимо постоянное наращивание профессиональной компетентности в рамках некогда приобретенной профессии. В быстро меняющемся мире знания сами по себе устаревают довольно быстро и нуждаются в обновлении каждые 6 — 7 лет.

Качество профессиональной подготовки педагога во многом зависит от желания человека обучаться, от его потребностей в новых знаниях, новой информации, от мотивации учения. Нас интересовала динамика мотивации в период профессионального обучения.

Цель исследования - определить динамику развития и пути эффективного влияния на мотивацию профессионального самосовершенствования студента – достигалась решением конкретных задач.

Решая первую задачу - уточнить сущность мотивации профессиональной деятельности, мы выяснили, что она имеет сложную структуру и включает мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека, в течение которого меняются его жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности.

В ходе решения второй задачи - определить мотиваторы профессионального самосовершенствования у разных категорий студентов - мы выявили, что мотивация профессионального самосовершенствования личности определяется системой отношений личности к профессиональной деятельности, к себе как профессионалу и к профессиональному самосовершенствованию. Важными предпосылками для начала процесса самосовершенствования выступают, во-первых, требования профессии к личности специалиста, которые должны быть несколько выше его возможностей, во-вторых, отношение самого специалиста к этим требованиям. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса надо искать внутри личности - в виде мотивов профессионального самосовершенствования человека.

Для решения третей задачи - выявить динамику развития мотивации профессионального самосовершенствования у студентов, имеющих различный педагогический опыт – был организован эксперимент.

Результаты исследования отношения к профессиональной деятельности показали, что у студентов-первокурсников не совсем четко сформированы представления о своей будущей профессии: в оценке различных сторон профессиональной деятельности студентами отмечается невозможность проявления творчества, общения с коллегами, продвижения по службе, отсутствие престижности и привлекательности в данной работе, ее низкооплачиваемость. Это сочетается с весьма оптимистичным отношением к своей служебной перспективе. Учеба в настоящее время удовлетворяет их на 50%. Основной мотив учения - желание получить диплом и работать по специальности.

Студенты-выпускники имеют более адекватные представления о своей будущей профессии: положительно оценивается возможность профессионального, интеллектуального, культурного, организаторского роста, общественная значимость и творческий характер педагогической профессии; отрицательно - невозможность продвижения по службе, низкий заработок, отсутствие независимости в труде и объективной оценки работы начальством. Вместе с тем, отношение к своей служебной перспективе остается оптимистичным. Основной мотив учения у данной группы студентов - получить высшее образование. При этом, результатами учебы не удовлетворены 20% студентов.

Студенты-заочники имеют адекватные представления о педагогической профессии и удовлетворенность ею. Низко оценивается возможность хорошего заработка и продвижения по службе. Отношение к служебной перспективе тревожное, будущее вызывает опасения, страх. Основной мотив обучения у студентов-заочников - повышение своего социального статуса или заработка.

Анализируя, в целом, отношение к себе как профессионалу мы получили результаты, которые можно классифицировать тремя уровнями: низкий, средний и высокий. Самые лучшие показатели наблюдаются у выпускников и заочников, что вполне объяснимо: они имеют профессиональный опыт, компетентность. Первокурсники оценивают себя как профессионала самыми низкими баллами, поскольку будущие педагоги еще не имеют адекватной самооценки и профессионализма.

Страницы: 1 2


Типологии личности.
Типология уходит корнями в историю шестидесятилетней давности, когда К. Юнг высказал мысль о том, что поведение человека носит неслучайный характер. По его мнению, разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано и формируют основу индивидуальности [2,13]. Именно эти предпочтения определяют си ...

Анализ деятельности учреждения
Работу социального педагога с несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии. Сегодня к жизни в Майкопской воспита­тельной колонии приспосабливаются 33 под­ростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной школы МВК УФСИН Росси ...

Экспериментально – психологические методики
В исследовании использовались следующие методики: 1. Диагностический опросник. Эта часть анкеты была разработана с использованием методик Томаса Такера, (журнал «Коммерсант ДЕНГИ») (№№ вопросов 20 – 28). Инструкция (правила) по заполнению анкеты и вопросы 1 – 19 были разработаны самостоятельно. Ниже приводится образец разработанной пе ...