Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентов
Страница 2

Информация » Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза » Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентов

6) Проведение тестирования с помощью методики исследования самоотношения (по С. Р. Пантелееву);

7) Диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой.

Конспекты заданий см. в приложении 1.

Во время второго этапа студентам было предложено ознакомиться с лекцией «Технология успеха в профессиональной деятельности» и обсудить ее на коллоквиуме. У студентов тема коллоквиума вызвала искреннюю заинтересованность. Особо активными в обсуждении были студенты, проходившие практику в школах и работающие в образовательных учреждениях. На коллоквиуме обсуждались следующие вопросы:

1) Понятие успеха в профессиональной деятельности

2) Динамика профессионального успеха

3) Психотехника профессионального успеха

4) Начало профессиональной деятельности

5) Уровень мотивации и профессиональный успех

6) Эффективный темп профессионального успеха

7) Прогнозирование и профессиональный успех

8) Фактор целеполагания и профессиональный успех

В заключение коллоквиума студентам был предложен 31 закон карьерного роста. Материал к коллоквиуму см. в приложении 2.

После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика отношения студентов к себе как профессионалу.

Таблица 10

Отношение к себе как профессионалу (%)

Контингент студентов

Общий балл отношения к себе как профессионалу

низкий 2 – 2,99

средний 3 – 3,99

высокий 4 – 5

первокурсники

7 (10)

17 (15)

9 (8)

выпускники

3 (5)

14 (13)

17 (16)

заочники

3 (4)

17 (18)

24 (22)

Из таблицы видно, что уровень самооценки себя как профессионала вырос в положительную сторону (прежние значения приведены в скобках) у всех студентов.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что диагностика МПСС позволяет определить, что именно является движущей силой профессионального самосовершенствования у каждого конкретного специалиста, определять его “мотивационный профиль” и вырабатывать предложения по развитию мотивации, прогнозировать морально-психическое состояние человека.

Выводы

Мотивация профессионального самосовершенствования специалистов (МПСС) - совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования специалиста. Система отношений, определяющих мотивацию профессионального самосовершенствования личности, включает три критерия: 1) отношение личности к своей профессиональной деятельности, 2) отношение к себе как профессионалу, 3) отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

Исследования показали, что на МПСС влияют различные факторы: возрастные и личностные особенности, социальный статус, уровень профессиональной компетентности. Немаловажное влияние на МПСС оказывает переход к рыночным отношениям и сопутствующие этому изменения в психике людей, падение их социальной защищенности, материального положения.

В психолого-педагогической литературе выделяют несколько основных направлений эффективного влияния на процесс развития МПСС.

Первое направление - формирование положительных мотивационных установок на профессиональное совершенствование. Цель данного направления - сформировать предварительную потенциальную готовность специалиста к положительному восприятию профессиональной деятельности, стремление, интерес и желание при первом же удобном случае проявить себя в ней.

Страницы: 1 2 3


Социально-психологическое понятие групп. Классификация групп в социальной психологии
Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, урове ...

Перцептивная сторона общения
Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Перцепция - процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Социальная перцепция - восприятие, ...

Анализ специфики образовательного учреждения, целей и задач
Цели и задачи МОУ «Гимназия № 85». Основными целями гимназии является: - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общего образования, их адаптации к жизни в обществе; - создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ; - Формирование ...