Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентовСтраница 2
6) Проведение тестирования с помощью методики исследования самоотношения (по С. Р. Пантелееву);
7) Диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой.
Конспекты заданий см. в приложении 1.
Во время второго этапа студентам было предложено ознакомиться с лекцией «Технология успеха в профессиональной деятельности» и обсудить ее на коллоквиуме. У студентов тема коллоквиума вызвала искреннюю заинтересованность. Особо активными в обсуждении были студенты, проходившие практику в школах и работающие в образовательных учреждениях. На коллоквиуме обсуждались следующие вопросы:
1) Понятие успеха в профессиональной деятельности
2) Динамика профессионального успеха
3) Психотехника профессионального успеха
4) Начало профессиональной деятельности
5) Уровень мотивации и профессиональный успех
6) Эффективный темп профессионального успеха
7) Прогнозирование и профессиональный успех
8) Фактор целеполагания и профессиональный успех
В заключение коллоквиума студентам был предложен 31 закон карьерного роста. Материал к коллоквиуму см. в приложении 2.
После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика отношения студентов к себе как профессионалу.
Таблица 10
Отношение к себе как профессионалу (%)
Контингент студентов |
Общий балл отношения к себе как профессионалу | ||
низкий 2 – 2,99 |
средний 3 – 3,99 |
высокий 4 – 5 | |
первокурсники |
7 (10) |
17 (15) |
9 (8) |
выпускники |
3 (5) |
14 (13) |
17 (16) |
заочники |
3 (4) |
17 (18) |
24 (22) |
Из таблицы видно, что уровень самооценки себя как профессионала вырос в положительную сторону (прежние значения приведены в скобках) у всех студентов.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что диагностика МПСС позволяет определить, что именно является движущей силой профессионального самосовершенствования у каждого конкретного специалиста, определять его “мотивационный профиль” и вырабатывать предложения по развитию мотивации, прогнозировать морально-психическое состояние человека.
Выводы
Мотивация профессионального самосовершенствования специалистов (МПСС) - совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования специалиста. Система отношений, определяющих мотивацию профессионального самосовершенствования личности, включает три критерия: 1) отношение личности к своей профессиональной деятельности, 2) отношение к себе как профессионалу, 3) отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере.
Исследования показали, что на МПСС влияют различные факторы: возрастные и личностные особенности, социальный статус, уровень профессиональной компетентности. Немаловажное влияние на МПСС оказывает переход к рыночным отношениям и сопутствующие этому изменения в психике людей, падение их социальной защищенности, материального положения.
В психолого-педагогической литературе выделяют несколько основных направлений эффективного влияния на процесс развития МПСС.
Первое направление - формирование положительных мотивационных установок на профессиональное совершенствование. Цель данного направления - сформировать предварительную потенциальную готовность специалиста к положительному восприятию профессиональной деятельности, стремление, интерес и желание при первом же удобном случае проявить себя в ней.
Суицидальное поведение
Суицид - это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение - это само разрушительное поведение, к которому кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоис ...
Когнитивные теории эмоций
По меньшей мере два больших класса теорий могут рассматриваться в качестве когнитивных: теория Я и теории, рассматривающие разум как причину или компонент эмоции. Центральной и широко распространенной переменной в теории Я является Я-концепция - восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я», организованные в це ...
Стресс и факторы, способствующие возникновению психосоматических
расстройств. Понятие и возможности системы психической
адаптации
Термин «адаптация» широко и по-разному применяется в различных областях науки – социальных, медицинских, биологических, психологических и др.
Среди ученых наметились две группы в трактовке данного понятия, каждая из которых разделяется еще на подгруппы.
Первая – рассматривает адаптацию как следствие одной отдельной функции организма ч ...