Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентовСтраница 2
6) Проведение тестирования с помощью методики исследования самоотношения (по С. Р. Пантелееву);
7) Диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой.
Конспекты заданий см. в приложении 1.
Во время второго этапа студентам было предложено ознакомиться с лекцией «Технология успеха в профессиональной деятельности» и обсудить ее на коллоквиуме. У студентов тема коллоквиума вызвала искреннюю заинтересованность. Особо активными в обсуждении были студенты, проходившие практику в школах и работающие в образовательных учреждениях. На коллоквиуме обсуждались следующие вопросы:
1) Понятие успеха в профессиональной деятельности
2) Динамика профессионального успеха
3) Психотехника профессионального успеха
4) Начало профессиональной деятельности
5) Уровень мотивации и профессиональный успех
6) Эффективный темп профессионального успеха
7) Прогнозирование и профессиональный успех
8) Фактор целеполагания и профессиональный успех
В заключение коллоквиума студентам был предложен 31 закон карьерного роста. Материал к коллоквиуму см. в приложении 2.
После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика отношения студентов к себе как профессионалу.
Таблица 10
Отношение к себе как профессионалу (%)
Контингент студентов |
Общий балл отношения к себе как профессионалу | ||
низкий 2 – 2,99 |
средний 3 – 3,99 |
высокий 4 – 5 | |
первокурсники |
7 (10) |
17 (15) |
9 (8) |
выпускники |
3 (5) |
14 (13) |
17 (16) |
заочники |
3 (4) |
17 (18) |
24 (22) |
Из таблицы видно, что уровень самооценки себя как профессионала вырос в положительную сторону (прежние значения приведены в скобках) у всех студентов.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что диагностика МПСС позволяет определить, что именно является движущей силой профессионального самосовершенствования у каждого конкретного специалиста, определять его “мотивационный профиль” и вырабатывать предложения по развитию мотивации, прогнозировать морально-психическое состояние человека.
Выводы
Мотивация профессионального самосовершенствования специалистов (МПСС) - совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования специалиста. Система отношений, определяющих мотивацию профессионального самосовершенствования личности, включает три критерия: 1) отношение личности к своей профессиональной деятельности, 2) отношение к себе как профессионалу, 3) отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере.
Исследования показали, что на МПСС влияют различные факторы: возрастные и личностные особенности, социальный статус, уровень профессиональной компетентности. Немаловажное влияние на МПСС оказывает переход к рыночным отношениям и сопутствующие этому изменения в психике людей, падение их социальной защищенности, материального положения.
В психолого-педагогической литературе выделяют несколько основных направлений эффективного влияния на процесс развития МПСС.
Первое направление - формирование положительных мотивационных установок на профессиональное совершенствование. Цель данного направления - сформировать предварительную потенциальную готовность специалиста к положительному восприятию профессиональной деятельности, стремление, интерес и желание при первом же удобном случае проявить себя в ней.
Значение ожиданий в системе межличностных отношений
"Межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействий. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индеферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности. Имен ...
Занятие 10
Цель: формирование единства в поведенческой сфере: развитие навыков и умений взаимодействия, сотрудничества, согласованности действий в решении групповых проблем.
Ход занятия:
Приветствие участниками друг друга Основная часть Подведение итогов занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Деловая игра “Потерянный город” ...
Формирующий этап исследования
На формирующем этапе исследования стало проведение работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, а также коррекция взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использу ...