Парадокс созидания искусства

Гениальность и помешательство » Парадокс созидания искусства

Зачастую, когда врачи говорят: «К сожалению, он был болен», сами сумасшедшие благодарны своей болезни. Они говорят о том, что во время припадков их посещает муза или, будучи людьми религиозными, они видят Иисуса. К тому же, если уж подходить с научной точки зрения, симптомы шизофрении могут способствовать и даже провоцировать всплеск творческой активности, насыщая её новым содержанием и неожиданным отражением объективной и субъективной реальности. Но мыслительный регресс приводит к выхолащиванию содержательной стороны художественных произведений.

Общая черта сумасшедших и гениальных заключается в неподчинении каким-то общепринятым нормам. Некоторые языки имеют одинаковые слова как для обозначения безумия, так и для высокой творческой способности: древнегреческое «мания», древнееврейское «нави», санскритское «ниграта» означали и «безумие», и «пророчество». В древнеисландском языке одним словом обозначали и понятие «бешеный», и «дух, поэзия».

Я убедилась в том, что наиболее часто гениальность посещает безумцев. Такая «арифметика» существует, видимо, для того, чтобы добавить гармонии в неполноценную личность сумасшедшего. Поэт творит лишь тогда, когда его рассудок отходит на второй план и им овладевает божественное исступление.

Гениальность, пожалуй, тоже отклонение от нормы, но встречающееся гораздо реже, чем хотелось бы. Отклонение это касается не только творческих способностей, а «задевает» и весь остальной организм. Поэтому при нахождении у человека признаков гениальности, находим мы также и другие аномалии, всё больше отрицательного характера, будь то неврозы, повышенная чувствительность и т.д. А повышенная чувствительность, которая как раз свойственна одаренным людям, часто мешает в обычной жизни, что ведет к психозам.

Понятие «эвропатология», введенное в обиход Григорием Владимировичем Сегалиным, сейчас широко используется и имеет место быть. Эвропатология – это всякая патология, которая связана с творчеством или им сопровождается.

Психиатр Дмитрий Азаров говорил: «Не исключено, что нашу цивилизацию создали и двигают вперед люди с психическими отклонениями. Например, и у великого Сократа был невидимый «демоний», который давал ему советы в трудную минуту. И озарения великих гениев нередко сопровождались «голосами», диктующими стихи, музыку или формулы. Чем не гипоманиакальный психоз?»

По мнению немецкого психолога Эрнста Кречмера, «среднестатистический» гений представляет собой психопатичную личность со сверхчувствительными нервами, бурными аффективными реакциями, малой способностью к приспособлению, постоянными капризами и перепадами настроения, раздражительностью и обидчивостью. После таких характеристик даже не знаешь - хорошо ли быть гением? И, может, не стоит жалеть, что твои дети родились уравновешенными и хорошо чувствующими себя людьми, пусть они даже будут кондитерами или сантехниками? Ведь гениальным можно быть в любой профессии.

По мнению специалистов, из-за этих анатомических отличий мозг одаренной личности получает травму, которая и приводит к возникновению выдающихся способностей. Также нередки случаи, когда вследствие болезней и повреждений головы самые обыкновенные люди превращаются в гениальных.

Кандидат медицинских наук Георгий Волошев:

- Есть мнения психиатров, что выдающиеся люди чаще рождаются в семьях, где предки по одной линии проявляли одаренность, а по другой - были психически ненормальными. Оба эти качества через поколения накапливались в подсознании потомков. И в итоге наступал момент, когда в одном из отпрысков сила скопившейся одаренности и болезни достигала «критической массы» - тогда и рождались Тургенев или Бетховен. Душевная болезнь в жизни таких личностей выполняет роль ключа, открывающего темницу подсознания, откуда вместе с врожденной шизоидностью выплескиваются яркие идеи и образы.

Ч. Ломброзо: “Вообще, я не думаю, чтобы в мире нашелся хотя один великий человек, который, даже в минуты полного блаженства, не считал бы себя, без всякого повода, несчастным и гонимым или хотя бы временно не страдал мучительными припадками меланхолии”.

Но все-таки главнейшую причину меланхолии и недовольства жизнью избранных натур по Ломброзо составляет закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же самой силы, - закон, вследствие которого ни один из жалких смертных не может проявить известной силы без того, чтобы не поплатиться за это в другом отношении, и очень жестоко, наконец, тот закон, которым обусловливается неодинаковая степень совершенства их собственных произведений.

Стендаль в своей «Истории живописи в Италии» не без основания пишет: «Известную долю биографии великих людей должны писать их врачи».

По какому-то странному стечению обстоятельств, срабатывает страшный парадокс: чем безумнее личность гения, тем совершенней его творения.


Обобщенная характеристика семейной депривации и связанных с ней пограничных психических расстройств у детей. Клинико-социальная характеристика семейной депривации
Социализация ребенка в ведущих сферах его социальных отношений может протекать в оптимальных адаптивных условиях или в условиях, сопровождающихся средовой психической дезадаптацией. Средовая психическая дезадаптация является понятием, которое необходимо для психолого-педагогического и социально-медицинского анализа, потому что позволяе ...

Научно-теоретические основы школьной адаптации. Школьная адаптация как междисциплинарная проблема
Проблема охраны психического здоровья детей актуальность которой становится все более очевидной в связи наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среды детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-психологических знаний в системе школьног ...

Психоаналитическая теория З Фрейда
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на ...