Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса
Страница 2

Информация » Стресс как причина психосоматических заболеваний » Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса

Причиной возникновения эмоционального стресса могут быть как позитивные, так и негативные события. С.А. Разумов (1976) разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации эмоционально-стрессовой реакции у человека на четыре группы.

1. Стрессоры активной деятельности (экстремальные стрессоры, производственные стрессоры, стрессоры психосоциальной мотивации)

2. Стрессоры оценок деятельности («старт»-стрессоры и стрессоры памяти, побед и поражений, зрелищ)

3. Стрессоры рассогласования деятельности (разобщения, психосоциальных и физиологических ограничений)

4. Физические и природные стрессоры.

Здесь следует отметить, что сам факт воздействия ещё не означает стресса.

Наиболее важную роль в механизме развития эмоционального стресса играют первичные расстройства в вантромедиальном отделе гипоталамуса, базально-латеральной области миндалины, перегородке и ретикулярной формации. Именно рассогласование деятельности в этих структурах приводит к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта.

Исходя из представлений П.К. Анохина (1970), стрессовые ситуации с наиболее мощными психосоматическими последствиями возникают на основе оборонительного возбуждения и произвольного подавления его моторных проявлений, что принципиально сходно с неотреагированными эмоциями человека, и что понятие «стресс» включает всю сумму реакций организма на нанесение чрезвычайного раздражения[13].

Ю.А. Александровский (1997) считает, что возникновение состояний психической дезадаптации происходит при нарушении функциональных возможностей всей адаптационной системы организма в целом, а не отдельных подсистем. И при этом происходит прорыв барьера психической адаптации[14].

Резюмируя этот параграф, отметим, что значительность изменений в организме под воздействием эмоционального стресса велика. Устойчивость к ним различная у разных людей. Одни – более предрасположены, другие – весьма устойчивы к таким воздействиям. Развитие вследствие этих расстройств клинически выраженных нервных или соматических заболеваний зависит от ряда условий, к которым следует относить психические и биологические особенности индивида, социальное окружение и характеристики событий, вызывающие серьёзные эмоциональные реакции (стрессоров). Также можно добавить, что психовегетативный синдром возникает при недостаточности психологической защиты и сладости биологических сил индивида.

Страницы: 1 2 


Малая колеблемость уровня функции
Многие виды деятельности связаны с многократным воспроизведением одного и того же движения с сохранением к нему прежних требований (максимальная сила, или быстрота, или точность). Однако исследования показали, что любая функция даже на максимуме обнаруживает колебания своей величины. Какова же эта колеблемость при оптимальном состоянии ...

Садик и агрессивность
Дети в этом возрасте могут быть достаточно жестокими, особенно негативное мнение, то поменять его будет очень сложно: ребенка будут дразнить, обижать. У детей не так уж много способов противостоять давлению сверстников, а если к этому давлению подключиться еще и воспитатель, то без помощи взрослого ребенку не справиться. Несоответствие ...

«Трудные дети» в обществе.
Одна из особенностей поведения трудных детей - конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников. Зача ...