Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса
Страница 2

Информация » Стресс как причина психосоматических заболеваний » Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса

Причиной возникновения эмоционального стресса могут быть как позитивные, так и негативные события. С.А. Разумов (1976) разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации эмоционально-стрессовой реакции у человека на четыре группы.

1. Стрессоры активной деятельности (экстремальные стрессоры, производственные стрессоры, стрессоры психосоциальной мотивации)

2. Стрессоры оценок деятельности («старт»-стрессоры и стрессоры памяти, побед и поражений, зрелищ)

3. Стрессоры рассогласования деятельности (разобщения, психосоциальных и физиологических ограничений)

4. Физические и природные стрессоры.

Здесь следует отметить, что сам факт воздействия ещё не означает стресса.

Наиболее важную роль в механизме развития эмоционального стресса играют первичные расстройства в вантромедиальном отделе гипоталамуса, базально-латеральной области миндалины, перегородке и ретикулярной формации. Именно рассогласование деятельности в этих структурах приводит к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта.

Исходя из представлений П.К. Анохина (1970), стрессовые ситуации с наиболее мощными психосоматическими последствиями возникают на основе оборонительного возбуждения и произвольного подавления его моторных проявлений, что принципиально сходно с неотреагированными эмоциями человека, и что понятие «стресс» включает всю сумму реакций организма на нанесение чрезвычайного раздражения[13].

Ю.А. Александровский (1997) считает, что возникновение состояний психической дезадаптации происходит при нарушении функциональных возможностей всей адаптационной системы организма в целом, а не отдельных подсистем. И при этом происходит прорыв барьера психической адаптации[14].

Резюмируя этот параграф, отметим, что значительность изменений в организме под воздействием эмоционального стресса велика. Устойчивость к ним различная у разных людей. Одни – более предрасположены, другие – весьма устойчивы к таким воздействиям. Развитие вследствие этих расстройств клинически выраженных нервных или соматических заболеваний зависит от ряда условий, к которым следует относить психические и биологические особенности индивида, социальное окружение и характеристики событий, вызывающие серьёзные эмоциональные реакции (стрессоров). Также можно добавить, что психовегетативный синдром возникает при недостаточности психологической защиты и сладости биологических сил индивида.

Страницы: 1 2 


Массовидные социально-психологические явления в обществе. Умонастроение и общественное мнение. Толпа и ее психологический механизм
Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших группах, хотя они имеют и более широкое распространение, обязательно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. Паника есть стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях повед ...

Организационные формы медико-социальной помощи детям с проблемами развития и поведения при семейной депривации
Анализ социализации детей в основных сферах их отношений – в семье, в школе - показывает, что в условиях острого, протрагированного и хронического семейного стресса развиваются сложные по структуре нарушения, которые включают функционально-обратимые психические расстройства, отклонения возрастного психического развития с признаками рета ...

Занятие 7
Цель: Сплочение группы Ход занятия: Приветствие участников, разминка, снятие напряжения. Основные упражнения, направленные на сплочение группы. Подведение итогов, обсуждение занятия. 1 упражнение. Ритуал приветствия. 2 упражнение. Упражнение "Ливень" Цель: игра расковывает, расслабляет, помогает снять напряжение, актив ...