Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса
Страница 2

Информация » Стресс как причина психосоматических заболеваний » Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса

Причиной возникновения эмоционального стресса могут быть как позитивные, так и негативные события. С.А. Разумов (1976) разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации эмоционально-стрессовой реакции у человека на четыре группы.

1. Стрессоры активной деятельности (экстремальные стрессоры, производственные стрессоры, стрессоры психосоциальной мотивации)

2. Стрессоры оценок деятельности («старт»-стрессоры и стрессоры памяти, побед и поражений, зрелищ)

3. Стрессоры рассогласования деятельности (разобщения, психосоциальных и физиологических ограничений)

4. Физические и природные стрессоры.

Здесь следует отметить, что сам факт воздействия ещё не означает стресса.

Наиболее важную роль в механизме развития эмоционального стресса играют первичные расстройства в вантромедиальном отделе гипоталамуса, базально-латеральной области миндалины, перегородке и ретикулярной формации. Именно рассогласование деятельности в этих структурах приводит к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта.

Исходя из представлений П.К. Анохина (1970), стрессовые ситуации с наиболее мощными психосоматическими последствиями возникают на основе оборонительного возбуждения и произвольного подавления его моторных проявлений, что принципиально сходно с неотреагированными эмоциями человека, и что понятие «стресс» включает всю сумму реакций организма на нанесение чрезвычайного раздражения[13].

Ю.А. Александровский (1997) считает, что возникновение состояний психической дезадаптации происходит при нарушении функциональных возможностей всей адаптационной системы организма в целом, а не отдельных подсистем. И при этом происходит прорыв барьера психической адаптации[14].

Резюмируя этот параграф, отметим, что значительность изменений в организме под воздействием эмоционального стресса велика. Устойчивость к ним различная у разных людей. Одни – более предрасположены, другие – весьма устойчивы к таким воздействиям. Развитие вследствие этих расстройств клинически выраженных нервных или соматических заболеваний зависит от ряда условий, к которым следует относить психические и биологические особенности индивида, социальное окружение и характеристики событий, вызывающие серьёзные эмоциональные реакции (стрессоров). Также можно добавить, что психовегетативный синдром возникает при недостаточности психологической защиты и сладости биологических сил индивида.

Страницы: 1 2 


Рекомендации к развитию мышления на уроках труда
В связи с тем, что эти дети с ЗПР ослабленное мышление, учителю важно выявлять уровень знаний и практических умений учащегося. Учитель выясняет степень сформированности общетрудовых мыслительных умений: анализировать образец изготавливаемого изделия, планировать предстоящие действия и операции, контролировать свои действия, отчитываться ...

Формирующий этап исследования
На формирующем этапе исследования стало проведение работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, а также коррекция взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использу ...

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова); Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко); Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова); Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская); Прием ролевой игры с пр ...